Октябрьская железная дорога
-
Вторник, 13 мая 2008
Октябрьская железная дорога, объединяет северо-западные участки железнодорожной сети Европейской части СССР, пролегает по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской областей и Карельской АССР. Управление дороги — в Ленинграде (улица Островского, 2). Эксплуатационная длина свыше 10,1 тыс. км (1990), в том числе 900 км за Полярным кругом. Территория районов тяготения дороги составляет 620 тыс. км2. О. ж. д. граничит с Московской, Прибалтийской, Северной, Белорусской железными дорогами СССР, а также с государственной железной дорогой Финляндии (станции Лужайка, Сювяоро, Светогорск, Вяртсиля). Крупнейший на О. ж. д. узел — Ленинград, в котором действуют 2 сортировочные станции — Ленинград-Сортировочный Московский (одна из самых больших на дороге и решающих в железнодорожной сети страны) и станция Шушары. О. ж. д. — вторая по протяжённости после Московской и первая железнодорожная магистраль России. В её состав входят: первая линия общественного пользования — Царскосельская ж. д., открытая для движения 30 октября (11 ноября) 1837 между Петербургом и Царским Селом (ныне г. Пушкин) и достроенная до Павловска в 1838, являющаяся головным участком Ленинградско-Витебского направления; введённая в эксплуатацию в 1851 Петербурго-Московская магистраль (в 1855—1923 Николаевская ж. д.), являющаяся главным Ленинградско-Московским направлением; Петербурго-Варшавская дорога (на головном участке между Гатчиной и Петербургом движение началось в 1853), вошедшая впоследствии в Северо-Западную ж. д., а затем в Ленинградскую ж. д.; ветка Петербург — Петергоф (Петродворец), вступившая в эксплуатацию в 1857 и продлённая до Ораниенбаума (г. Ломоносов) в начале 60 х гг., являющаяся после слияния с Гатчинской линией основным Ленинградо-Балтийским направлением.
Крупнейшая в середине ХIX в. Петербурго-Московская магистраль протяжённостью 649,7 км была построена по проекту, разработанному одним из основоположников транспортной науки в России П. П. Мельниковым, который руководил строительством дороги совместно с Н. О. Крафтом и при участии Н. И. Липина, Д. И. Журавского и др. Проект дороги отличался тщательной проработкой, выбором технических параметров, трасса имела исключительно прямое направление. На дороге было возведено 184 моста (под руководством Журавского и в основном по его проектам), в том числе большие мосты через pp. Волга, Мета, Волхов, 19 путепроводов, 69 водопропускных труб. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной на сети железных дорог вплоть до 1970 х гг. Подвижной состав был построен на Александровском заводе (ныне «Пролетарский завод»). К началу эксплуатации на линию было поставлено 164 паровоза, 2669 вагонов.
На дороге трудились такие деятели, как М. Т. Елизаров, ставший первым народным комиссаром путей сообщения, рабочий-поэт И. А. Воинов, чьё имя носит бывшая Шпалерная улица в Ленинграде, депутат от железнодорожников Петербурга в 4 й Государственной думе — слесарь Александровского завода А. Е. Бадаев. Отряды Красной Гвардии Петроградского и Московского узлов принимали активное участие в Октябрьской революции. В марте 1918 петроградские железнодорожники обеспечили переезд Советского правительства из Петрограда в Москву.
Дорога одной из первых закончила восстановление хозяйства, разрушенного в период Гражданской войны, в 1923 переименована в Октябрьскую.
В годы Великой Отечественной войны дорога стала фронтовой магистралью. Были организованы автомобильно-железнодорожная «Дорога жизни» через Ладожское озеро, по которой за время блокады Ленинграда было перевезено 1,5 млн. т. грузов, и «Дорога победы» (Шлиссельбург — Поляны), по которой за время работы было доставлено 4,5 млн. т грузов. За обеспечение перевозок и восстановление разрушенного железнодорожного транспорта звание Героя Социалистического Труда присвоено 12 железнодорожникам. В 50—60 е гг. на О. ж. д. внедрён ряд ценных инициатив, направленных на совершенствование перевозочного процесса: формирование только тяжеловесных поездов (метод Героя Социалистического Труда М. Л. Коршунова); полный учёт вагонов под накоплением для сокращения времени их простоя (начинание А. И. Платонова и Н. А. Бондырева); совместная перевозка грузов всеми видами транспорта по единым планам-нарядам, разработанная ВЦ дороги и Ленинградского морского торгового порта, и др. В середине 80 х гг. техническое оснащение дороги позволило наряду с обычными поездами начать эксплуатацию высокоскоростных экспрессов ЭР 200, развивающих скорость до 200 км/ч, а также водить поезда высокоскоростными электровозами ЧС 200 (ЧСФР). По О. ж. д. между Москвой и Ленинградом курсирует фирменный поезд «Красная стрела». Издаётся многотиражная газета «Октябрьская магистраль» (с 1933).