Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

Мадрид - столица Испании - ФотоМадрид - столица Испании и административный центр автономной области и провинции Мадрид - находится в…

Голод 1941—42

Голод 1941—42, одно из самых тяжёлых и трагических бедствий, пережитых населением блокированного Ленинграда в Великую Отечественную войну. Накануне войны в Ленинграде не было значительных запасов продовольствия. В ряде случаев город кормился «с колёс». С начала войны ранее действовавшая система обеспечения Ленинграда продовольствием была полностью расстроена. С 18 июля 1941 в Ленинграде (с 19 июля в Ленинградской области) введена карточная система распределения основных продуктов питания. Прекращение железнодорожного сообщения Ленинграда со страной и начавшаяся с 8 сентября 1941 блокада привели к резкому ухудшению продовольственного положения города. Часть запасов продовольствия погибла в сентябре 1941 при пожаре Бадаевских складов. На 12 сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон — на 30, мяса — на 33, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 дней. В течение сентября — ноября нормы выдачи хлеба населению снижались 5 раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках. С 20 ноября ленинградцы получали самую низкую хлебную норму за весь период блокады: рабочие 350—250 г, остальное население (2/3 жителей блокированного города) 125 г. Так, в ноябре — декабре 1941 получили паёк по рабочим карточкам 34,4%, служащим — 17,5%, иждивенческим — 29,5%, детским — 18,6% населения Ленинграда. 125 г суррогатного хлеба, содержащего до 40% различных примесей, были почти единственным продуктом питания большинства блокадников, другое продовольствие (мясо, жиры, сахар) выдавалось в крайне ограниченном количестве, с перебоями. Острый недостаток питания, рано наступившие холода, выход из строя водопровода и канализации, изнурительные пешие переходы на работу и домой, постоянное нервное напряжение подрывали здоровье людей. Смертность росла с каждой неделей. В ноябре, по неполным данным, в Ленинграде умерло свыше 11 тыс. человек, в декабре — 53 тыс. Главной причиной смертности была алиментарная дистрофия, то есть голодное истощение. Продовольственное снабжение стало одной из важнейших государственных задач. Общее руководство обеспечением Ленинграда продовольствием было возложено на члена Политбюро ЦК, заместителя председателя СНК СССР А. И. Микояна. В Ленинград уполномоченным ГКО по продовольственному снабжению населения города и войск Ленинградского фронта был направлен нарком торговли РСФСР Д. В. Павлов. По Ладожскому озеру в короткий срок была проложена ледовая автомобильная дорога (см. «Дорога жизни»), по которой началась доставка продовольствия и топлива. К организации всенародной помощи Ленинграда ЦК ВКП(б) привлёк ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы. Чтобы ослабить натиск голода, партийные советская и военная власти Ленинграда приняли самые жёсткие меры по экономии продуктов питания, строжайшему их учёту и распределению, изысканию дополнительных продовольственных ресурсов. В декабре 1941 Военный совет Ленинградского фронта передал населению Ленинграда часть продовольствия из неприкосновенных запасов Балтийского флота, хранившихся в Кронштадте и на его фортах; было налажено производство пищевой целлюлозы, организована выработка дрожжей на древесном сахаре, развёрнуто изготовление хвойного настоя, содержащего витамин С. Благодаря возросшим перевозкам по Ладожской ледовой дороге во второй половине января 1942 продовольственные запасы в городе заметно увеличились. Это позволило с 25 декабря 1941 по 11 февраля 1942 трижды повысить нормы выдачи хлеба и увеличить нормы по другим продуктам питания. Однако истощённые люди продолжали умирать дома, на улицах, на рабочих местах. В январе и феврале 1942 от голода умерло около 200 тыс. человек. В марте смерть унесла ещё 90 тыс. жизней. Всего в период блокады в Ленинграде погибло от голода, по официальным учтённым данным, свыше 641 тыс. человек; по подсчётам ряда историков — не менее 800 тыс. («Вопросы истории», 1965, № 12), десятки тысяч истощённых ленинградцев умерли во время эвакуации 1941—43. К лету 1942 голодные смерти в основном прекратились. Стремясь поддержать ослабевших от голода людей, горком партии в декабре 1941 постановил создать лечебные учреждения — стационары для наиболее истощённых горожан. В апреле 1942 открылись специальные столовые для больных дистрофией, в которых получили питание около 260 тыс. человек. Одновременно резко пошло на убыль использование примесей и заменителей при выпечке хлеба, производстве других продуктов питания. Крупномасштабные перевозки продовольствия по Ладожской трассе, массовая эвакуация мирных жителей, организация лечебного питания для ослабевших людей — эти и др. меры помогли сохранить жизнь многих ленинградцев. Но очень многих спасти не удалось. Ленинградцев, умерших от голода, хоронили на многих городских и пригородных кладбищах, в основном на Пискарёвском кладбище и Серафимовском кладбище. На всех кладбищах Ленинграда, где захоронены жертвы блокады, сооружены мемориалы.

Азия - Столицы и города

Пекин - Китай - Фото - ДостопримечательностиПекин (Бэйцзин) - столица и один из древнейших городов Китая. С прилегающими районами город…

Счетчики

Яндекс.Метрика

Культурные центры, достопримечательности Москвы

Шарикоподшипниковская улица между улицей Симоновский вал и 2 й улицей Машиностроения, на юго-западе от Садового кольца.

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

«Пролетарский завод» (улица Дудко, 3), объединение, выпускающее машины и механизмы для судов морского и речного флотов, энергетических станций, товары народного…

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Филонов Павел Николаевич (1883—1941), живописец и график.