Театр имени Вл. Маяковского
-
Суббота, 24 мая 2008
Театр имени Вл. Маяковского (Большая Никитская улица, 19), драматический. Открылся в октябре 1922. Создан на основе расформированного Теревсата (Театра революционной сатиры), часть труппы которого, пополненная артистами других московских театров, составила актёрский коллектив нового театра. С 1922 назывался Театром Революции, с 1943 — Московским театром драмы, с 1954 современное название. В 1922—24 театр возглавлял В.Э. Мейерхольд. Поставленные им в 1923 «Доходное место» А.Н. Островского и «Озеро Люль» А.М. Файко стали образцами новаторского раскрытия классической пьесы. В 1924 главным режиссёром стал А.Л. Грипич. С середины 1920-х гг. театр ориентировался на современную советскую драматургию: «Эхо» В.Н. Билль-Белоцерковского (1924), «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска» (1926) Б.С. Ромашова и др. Среди ведущих актёров театра: Д.Н. Орлов, М.И. Бабанова, К.А. Зубов, О.И. Пыжова, С.А. Мартинсон, Ю.С. Глизер, М.М. Штраух, М.Ф. Астангов. Спектакли ставились режиссёрами разных школ; наиболее значительный след в истории театра тех лет оставил А.Д. Дикий («Человек с портфелем» Файко, 1928, и др.).
В 1930—35 Театр Революции возглавлял А.Д. Попов; ставя современные пьесы, прежде всего Н.Ф. Погодина («Поэма о топоре», 1931; «Мой друг», 1932; «После бала», 1934), он создал спектакли, которые знаменовали собой освоение нового жизненного материала. В его спектакле «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1935, сорежиссёр И.Ю. Шлепянов) динамичный рисунок мизансцены, яркая конкретность быта, колорит эпохи сочетались с глубокой человечностью актёрских образов в блестящем исполнении Бабановой и Астангова. После ухода Попова спектакли в театре в 1936—41 ставили разные режиссёры. Среди наиболее интересных постановок: «Собака на сене» Лопе де Веги (1937, режиссёр В.Н. Власов), «Таня» А.Н. Арбузова (1939, режиссёр А.М. Лобанов), «Павел Греков» Б. Войтехова и Л.С. Ленча (1939, режиссёры Астангов и М.Е. Лишин), «Бесприданница» Островского (1940, режиссёр Ю.А. Завадский).
В 1943—67 театром руководил Н.П. Охлопков (мемориальная доска), определивший принципы дальнейшего творческого развития театра: стремление к гражданственной тематике, монументальным образам. Особое внимание он уделял жанру современной героической драмы. Одна из значительных работ театра в 40-х гг. — «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, 1947). Среди других спектаклей — «Мать» (по М. Горькому, 1948), «Садовник и тень» Л.М. Леонова (1957), «Гостиница "Астория"» (1956) и «Океан» (1961) А.П. Штейна. Одновременно ставилась и классика: «Гроза» Островского (1953) и «Гамлет» Шекспира (1954), «Медея» Еврипида (1961).
С 1967 главный режиссёр — А.А. Гончаров, постановкам которого свойственны яркая театральная форма, общественно-публицистический пафос. Среди спектаклей: «Дядюшкин сон» (по Ф.М. Достоевскому, 1971, режиссёр М.О. Кнебель), «Смотрите, кто пришёл!» В.К. Арро (1982, режиссёр Б.А. Морозов), «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1984, режиссёр П.Н. Фоменко); «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (1969), «Мария» А.Д. Салынского (1970), «Характеры» (по Н.С. Лескову, 1979), «Завтра была война» Б.Л. Васильева (1985), «Жертва века» по Островскому (1994), все — режиссёр Гончаров. В состав труппы в разные годы входили: Б.М. Тенин, Л.П. Сухаревская, В.Я. Самойлов, А.Б. Джигарханян, Н.Г. Гундарева, Т.М. Карпова, А.С. Лазарев, С.В. Немоляева, Т.Г. Васильева, И.М. Костолевский, И.Л. Охлупин, Н.И. Русланова, Е.П. Симонова, Т.В. Доронина, А.В. Парра, А.К. Фатюшин, М.И. Филиппов, Э.Т. Виторган и др.