Канал имени Москвы
-
Четверг, 22 мая 2008
Канал имени Москвы (до 1947 канал Москва — Волга), соединяет Москву-реку с р. Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами близ г. Дубны) и соединяется с Москвой-рекой на 191-м километре от её устья (в районе Тушино). Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932—37. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 — 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (длина 51 км), который включает 5 водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединённых судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище. На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние 3 км канала являются лестницей южного склона, состоящей из 2 двухкамерных шлюзов № 7 и № 8; по ним суда, спустившись на 36 м, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.
Водоснабжение Москвы осуществляется из водохранилищ водораздельного бьефа канала (при этом обеспечивается более 60% бытового и промышленного потребления воды столицей и её пригородами). Водораздельный бьеф канала обеспечивает также санитарное обводнение рек Москвы, Клязьмы, Учи, Яузы. Протекая по городу, Москва и Яуза несут «своей» воды лишь 10—15%; остальная часть расхода принадлежит волжской воде, которая подаётся из Химкинского водохранилища через деривационный канал, Сходненскую ГЭС и р. Сходню (30 м3/с) круглосуточно. Воднотранспортная роль канала заключается в том, что он соединяет Москву сверхмагистральным водным путём с основной транспортной артерией Европейской части России — р. Волгой. Москва имеет выход к 5 морям (Белому, Балтийскому, Каспийскому, Азовскому и Чёрному). Основные грузы (минерально-строительные, лес, хлеб, нефтепродукты, уголь, соль и т.д.) доставляются в Москву наиболее дешёвым видом транспорта на речных судах грузоподъёмностью до 5000 т. Большое значение приобрёл канал и как место отдыха москвичей. На его берегах расположены зоны отдыха, дома отдыха, пансионаты, спортивные базы.