Зимний дворец
-
Вторник, 06 мая 2008
Зимний дворец (Дворцовая набережная, 36), памятник архитектуры барокко. Первый «Зимний дом» для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй — на месте современного Эрмитажного театра (1716—1719, архитектор Г. И. Маттарнови; перестроен в 1720 х гг., архитектор Д. Трезини). В 1732 В. В. Растрелли начал постройку третьего З. д. с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвёртый (временный) деревянный З. д. был построен Растрелли в 1755 на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый З. д. построен в 1754—1762 (архитектор В. В. Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено в виде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то, широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичной мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (сложная рельефная орнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркивает парадное назначение сооружения. Интерьеры З. д. неоднократно перестраивались. В 1892—1894 обветшавшие скульптуры (27) из пудожского известняка заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни.
С 1760 х гг. З. д. — резиденция российских императоров. В 1780—1790 х гг. анфилада парадных залов с окнами на Неву перестроена в классическом стиле (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов), в новом корпусе, соединившем 3. д. с Малым Эрмитажем (архитектор Кваренги), создан парадный Георгиевский зал (другие залы: Александровский, Белый, Николаевский, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый и пр.). В З. д. проходили торжественные «выходы» императоров, приёмы, балы и другие церемонии. В «Сокровищнице» хранились императорские регалии (корона, скипетр, держава), многочисленные драгоценности и реликвии. Главный вход в З. д. — Иорданский подъезд со стороны Дворцовой набережной (через него в праздник крещения члены императорской фамилии и высшее духовенство выходили к Неве для обряда водосвятия к специальному павильону — «иордани», отсюда название; в 1920 х гг. подъезд стал главным входом в Эрмитаж и до 1930 х гг. назывался Экскурсионным). 2 й подъезд («Его величества») выходил на бывшую Разводную площадь между З. д. и Главным Адмиралтейством, где в присутствии императора проводились разводы караулов и смотры войск. На Дворцовую площадь выходили подъезд «Её величества» (вёл в покои императрицы) и Комендантский. В Октябрьские дни 1917 через подъезд «Её величества» в З. д. ворвались солдаты, матросы и рабочие (мемориальная доска), позднее подъезд стал называться Октябрьским. В 1826 в З. д. открыта Военная галерея 1812 года. После катастрофического пожара 1837 (см. Пожар Зимнего дворца) дворец в небывало короткие сроки (1838—1839) восстановлен (все основные работы завершены в 1840). 5 февраля 1880 рабочий-народоволец С. Н. Халтурин совершил в З. д. неудачное покушение на императора Александра II (см. Взрыв в Зимнем дворце). После убийства народовольцами Александра II (см. Первое марта 1881) император Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину, в З. д. проводились лишь некоторые особо торжественные церемонии. С воцарением императора Николая II (1894) императорская фамилия вновь вернулась в З. д. (бывшие покои Николая I в бельэтаже были заново отделаны в стиле «модерн»), однако в 1904 резиденция была перенесена в Царское Село (ныне г. Пушкин). В конце XIX в. З. д. окрашен в тёмно-красный цвет. С началом 1 й мировой войны в части З. д. размещён госпиталь, 28 февраля 1917 З. д. занят революционными войсками, двуглавые орлы, украшавшие решётки и ворота, были задрапированы кумачом, а затем сняты. С июля 1917 З. д. — резиденция Временного правительства, которое разместилось в бывших покоях Николая II (премьер-министр А. Ф. Керенский занял покои Александра III). Для учёта сокровищ З. д. в июле 1917 создана Художественно-историческая комиссия по приёмке движимого имущества Петербургских дворцов. В октябре 1917 значительная часть имущества З. д. эвакуирована в Москву (возвращена в 1920). В ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) 1917 З. д. заняли солдаты, матросы и рабочие (см. Штурм Зимнего дворца). В 1918 З. д. переименован во Дворец искусств (название не прижилось). В 1918—1945 в части помещений З. д. размещался Музей революции. Кроме того, до 1922 в З. д. находились Приёмный пункт для военнопленных старой армии, Общежитие детской колонии дошкольного возраста, Штаб по устройству массовых торжеств и другие учреждения. Гербовый зал использовался для театральных представлений, Николаевский переоборудован под кинематограф (здесь же проходили митинги и партийные собрания Городского района Петербурга). В 1922 большая часть З. д. передана Государственному Эрмитажу. В 1920—1930 х гг. проведены широкомасштабные реставрационные работы (в 1938 восстановлена Растреллиевская галерея, в 1940 раскрыт Большой зал, вместо сооружённых в конце XVIII — начале XIX вв. 64 комнат фрейлин восстановлены 17 первоначальных залов). Во время блокады З. д. повреждён попаданиями артиллерийских снарядов и авиабомб. Ремонтные работы начаты уже в мае 1942, в ноябре 1945 открыты для посетителей первые 69 залов (в том же году весь З. д. передан Государственному Эрмитажу). В 1946 фасады З. д. окрашены в первоначальный бирюзовый цвет. Реставрация большинства залов и помещений осуществлена в 1940—1950 х гг., интерьеров Большой церкви, Александровского и Малахитового залов — в 1960 х гг. В 1971 в составе Государственного Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ныне ведут все работы по восстановлению и сохранению З. д.