Мухина Вера Игнатьевна
-
Вторник, 13 мая 2008
Мухина Вера Игнатьевна (1889, Рига — 1953, Москва), скульптор, народная художница СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Училась в Москве в студии К.Ф. Юона (1909—11). В те же годы познакомилась с художницей Л.С. Поповой, которая не только стала близкой подругой Мухиной, но и приобщила её к новейшим течениям искусства начала XX в. В 1911 занималась в студии И.И. Машкова, в 1912—14 в Париже у Э.А. Бурделя. Во время первой мировой войны с 1914 до начала 1918 работала сестрой милосердия в московских госпиталях. Одновременно в собственной скульптурной мастерской в Гагаринском переулке создавала произведения, отмеченные влиянием кубизма, стремилась достичь лаконизма и монументальности, передачи мощной энергии движения (проект памятника погибшим на войне, 1916). В 1916 по эскизам А.А. Экстер делала декоративное лепное обрамление сцены Камерного театра по мотивам древнегреческого искусства (спектакль «Фамира-Кифаред» в постановке А.Я. Таирова), под её же руководством работала над красочными, динамичными рисунками живописно-грациозных театральных костюмов («Ужин шуток» Сем-Бенелли, «Роза и крест» А.А. Блока); в 1944, вернувшись к античной тематике в театральных декорациях, оформила спектакль «Электра» в Театре имени Евг. Вахтангова. Участвовала в реализации плана монументальной пропаганды, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников («Пламя революции», 1922—23, гипс, ГРМ). Преподавала в МВХПУ (1926—27) и Вхутеине (1926 — 1930). Совместно с Экстер в начале 20-х гг. занималась конструированием одежды, в 1923 участвовала в оформлении конструктивистского павильона «Известия» на I Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. С середины 20-х гг. в скульптуре её привлекали мощные, конструктивные и пластически объёмные женские фигуры, как бы выражающие своими утяжелёнными формами крепость и мощь натуры («Крестьянка», 1927, ГТГ). Член ОРС (с 1926); в 20-х гг. входила также в объединение «Четыре искусства», много внимания уделяя проблемам синтеза искусств и градообразующей роли архитектуры (создала проект «Фонтана национальностей» у Пречистенских ворот, 1933). С 30-х гг. в основном обращалась к монументальной скульптуре, выполнила ряд декоративных работ (рельефы сцены главного зала Музея охраны материнства и младенчества в сочетании с фресками Л.А. Бруни, 1932, не сохранились; фриз на здании Межрабпома на Триумфальной площади, статуи для фасада гостиницы Моссовета, все — 1934; модели скульптурных групп для Москворецкого моста, в том числе «Хлеб», тонированный гипс, 1939, ГТГ, и др.), участвовала в конкурсе на проект памятника М. Горькому (1939, разработала вариант установки памятника на Манежной площади, не осуществлён), создавала надгробные памятники (Максиму Пешкову, 1935, Л.В. Собинову, 1935—41, оба — на Новодевичьем кладбище). Главным итогом её поисков в 30-х гг. стала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935—37, ныне установлена перед северным входом ВВЦ; выполнена в содружестве с Б.М. Иофаном). В 40-х гг. много работала над станковыми бюстами: с суровой правдивостью передавала мужественный облик военных («Б.А. Юсупов» и «И.Л. Хижняк», оба — гипс, 1942, и бронза, 1947, ГТГ), создала серию психологически выразительных портретов московских врачей, учёных, артистов, деятелей культуры (хирурга С.С. Юдина, гипс, 1940, ГТГ; балерины Г.С. Улановой, пластилин, гипс, 1941; академика А.Н. Крылова, дерево, 1945, ГТГ; дирижёра Е.А. Мравинского, гипс, ГРМ, 1945). В послевоенный период Мухина завершила исполненный И.Д. Шадром проект памятника М. Горькому на площади Белорусского вокзала (совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, архитектор З.М. Розенфельд, бронза, гранит, 1951), работала над памятником П.И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории (совместно с Зеленской и Ивановой, архитектор А.А. Заварзин, бронза, гранит, открыт в 1954). Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме-мастерской, где в 1947—53 жила Мухина (Гоголевский, ныне Пречистенский, переулок, 5а), — мемориальная доска. В 1989 именем Мухиной названа одна из улиц в Солнцеве; в сквере на пересечении улицы Пречистенки и Пречистенского переулка открыт памятник Мухиной (скульптор М.К. Аникушин, архитектор С.П. Хаджибаранов).