Фёдоров Николай Фёдорович
-
Воскресенье, 18 мая 2008
Фёдоров Николай Фёдорович (1828, село Ключи Тамбовской губернии — 1903, Москва), философ, родоначальник русского космизма. Незаконнорождённый сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездном училище (1836—42), в Тамбовской гимназии (1842—49), затем в Ришельевском лицее в Одессе (1849—51). С 1854 преподавал историю и географию в уездных училищах России. В 1869 поселился в Москве, поступил на службу помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку (Мясницкая улица, 7, см. статью А.Д. Чертков), работал под непосредственным руководством П.И. Бартенева (с ним Фёдоров поддерживал отношения и впоследствии, а его сыновья Ю.П. и С.П. Бартеневы считали себя учениками Фёдорова). В конце ноября 1874 Фёдоров поступил на службу в библиотеку Московского Публичного и Румянцевского музея на должность дежурного чиновника при читальном зале; в этой должности проработал более 25 лет. Был инициатором новых форм ведения библиотечного дела, предложил идею международного книгообмена. Фёдоров вёл аскетический подвижнический образ жизни, работая по 18—20 часов в сутки. В научных и литературно-художественных кругах Москвы вскоре стал известен своими энциклопедическими познаниями; знал, по рассказам, содержание всех книг библиотеки. В квартире Фёдорова, а также по воскресеньям в «каталожной», где он служил, бывали писатель Л.Н. Толстой, поэт А.А. Фет, философ Вл.С. Соловьёв, учёные Ф.И. Буслаев, В.И. Шенрок, Г.А. Джаншиев, Я.Ф. Браве, художник В.В. Верещагин, Л.О. Пастернак и др. Современным биографом В.С. Борисовым установлены 26 московских адресов Фёдорова («Адреса Н.Ф. Фёдорова», в сборнике: «Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Фёдоровских чтений», в. 1, М., 1996). Дольше всего Фёдоров проживал: в 1884—86 — в доме Сергеевой в Пречистенской части (д. 12); в 1890—98 — в доме Иванова в Молочном переулке (д. 9; не сохранился); в 1901—03 — в доме Карташова в Пресненской части в Девятинском переулке (д. 10). Лето Фёдоров проводил вне Москвы, в последние годы жизни — в Подольске и Воскресенске, у стен Новоиерусалимского монастыря; весной 1899 жил в Сергиевом Посаде. В публиковавшихся под псевдонимом статьях Фёдорова в «Московских ведомостях», «Русском архиве», «Чтениях в Обществе истории и древностей российских», «Науке и жизни» он писал о Москве как о духовной столице России, ратовал за расширение деятельности её научно-просветительских и культурных учреждений: библиотек, музеев, архивов, университета, училищ и школ (центральное место отводя Румянцевскому музею, «органу памяти» Москвы). Призывая превратить Московский Кремль — «священную крепость, сторожащую прах предков», — в «воспитательный Музей», предлагал расписать его стены живописью с изображением ключевых событий русской истории и будущего «всеобщего дела» регуляции природы и воскрешения. Именно с Москвы, по Фёдорову, должно начаться и повсеместное построение в России обыденных (однодневных) храмов, посвящённых Пресвятой Троице (первый такой храм Фёдоров предлагал построить при Румянцевском музее).
В последние годы жизни Фёдоров работал в архиве МИДа (угол улицы Воздвиженки и Моховой улицы). Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря.