«Зелёный пояс Славы»
-
Вторник, 06 мая 2008
«Зелёный пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений на рубежах Ленинградской битвы 1941—1944, посвященный стойкости и героизму ленинградцев и воинов Ленинградского фронта. Первые временные памятники сооружены на рубежах обороны Ленинграда в 1944—1945 из подручных недолговечных материалов и до наших дней не дошли. Самые ранние сооружения «З. п. С» — стела между Урицком и Сосновой Поляной (1944) и обелиск на Петергофском шоссе у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946), входящие ныне в состав мемориального комплекса «Кировский вал». 23 июня 1956 Исполком Ленгорсовета принял постановление «О мероприятиях по сооружению памятников и мемориальных досок, посвящённых героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», в соответствии с которым в 1957 открыт обелиск у Московского шоссе (ныне в составе мемориала «Штурм»), в 1961 — монумент на 32 м км Петергофского шоссе (ныне в составе мемориала «Приморский»). Идея создания единого мемориального комплекса родилась в канун 20 летия Победы. 23 февраля 1965 газета «Смена» опубликовала воззвание участника обороны Ленинграда поэта М. А. Дудина, который от имени ветеранов войны писал: «Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтёт... посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти — это наш долг». Организаторами работы по сооружению «З. п. С.» стали партийные и комсомольские организации Ленинграда, органы городского управления. На страницах ленинградских газет систематически публиковались материалы, пропагандировавшие идею создания памятников на бывшей линии обороны.
В основу планировки «З. п. С» положен рубеж, на котором в сентябре 1941 советские войска остановили наступление гитлеровцев. Большую работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провёл Штаб Ленинградского ВО. Общая протяжённость «З. п. С.» составила свыше 200 км. В соответствии с военной обстановкой осени 1941 он подразделяется на отдельные участки: южную часть «Большого блокадного кольца» (южный берег Финского залива в районе Урицка — Пулковские высоты — севернее Пушкина — южнее Колпина — Кировск — правый берег Невы — район «Невского „пятачка"» на левом берегу Невы — западный берег Ладожского озера), северную часть «Большого блокадного кольца» на Карельском перешейке (западный берег Ладожского озера — посёлки Верхние и Нижние Никулясы — Васкелово — Лемболово — Агалатово — Белоостров — р. Сестра — северный берег Финского залива), «Малое блокадное кольцо» (Ораниенбаумский плацдарм: Петродворец — Гостилицкое шоссе — Порожки — р. Воронка — Керново). Кроме того, «З. п. С» включает также западный и восточный (Леднево — Кобона — Лаврово — Войбокало) участки «Дороги жизни» и мемориал «Кронштадтский», находящийся на острове Котлин.
Проект общей планировки «З. п. С.» разработан в 1958—1964 работниками архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома и 1 й мастерской института «Ленпроект» (архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская). Главная роль в генеральной схеме «З. п. С» отводилась архитектурным формам, которые в сочетании со скульптурой, памятными знаками, сохранёнными или восстановленными оборонительными сооружениями символизируют героизм защитников Ленинграда. Зелёные насаждения (парки, мемориальные аллеи, скверы и др.) выполняют функцию связующих элементов, соединяя рассредоточенные на больших расстояниях мемориалы в единый художественный организм.
«З. п. С.» возводился методом народной стройки. В канун 20 летия Победы (1965) на местах будущих мемориалов уложены закладные камни, посажены первые деревья. В 1965 проекты мемориалов, разработанные на общественных началах ленинградскими скульпторами и архитекторами, были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 — в Доме архитектора. Для реализации общего замысла «З. п. С» исполкомы Ленинградского городского и областного Советов приняли решение о шефстве исполкомов районных Советов города и области над отдельными его участками. К работам были привлечены коллективы промышленных предприятий, учебных заведений, личный состав воинских частей. Строительство 1 й очереди «З. п. С.» было завершено к 9 мая 1967. В конце 1960 х —первой половине 1970 х гг. строительство продолжалось. 2 я очередь завершена к 30 летию Победы (1975). «З. п. С» получил чёткие очертания: на бывшей линии фронта — свыше 80 памятников, обелисков и других мемориальных сооружений, объединённых в крупные мемориальные комплексы. На трассе «Дороги жизни» — мемориальные километровые столбы вдоль шоссе Ленинград — берег Ладожского озера и вдоль Ириновской линии Октябрьской ж. д. В качестве самостоятельных элементов в состав «З. п. С» включены братские воинские кладбища и захоронения, здания и сооружения, отмеченные мемориальными досками (в их числе сохранившиеся доты, мемориальный блиндаж в поселке Ваганово, входящий в мемориал «Тройка-1», здание в поселке Борисова Грива, где ожидали отправки на «Большую Землю» эвакуированные ленинградцы, и др.), образцы боевой техники, установленные в местах сражений. В 1974 «З. п. С.» принят под охрану государства как памятник истории республиканского значения. Символическим центром «З. п. С.» стал Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на площади Победы. Дальнейшее строительство «З. п. С.» продолжалось во второй половине 1970 х —первой половине 1980 х гг.: совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы (в том числе бойцам батареи «А» в районе Пулковских высот), благоустраивалась прилегающая территория, производились дополнительные посадки деревьев. Мемориалы «З. п. С.» стали традиционными местами проведения торжеств, и траурных церемоний в память защитников Родины. Расположение мемориалов см. на схеме (о каждом из них — самостоятельная статья).