Защитные сооружения
-
Вторник, 06 мая 2008
Защитные сооружения (официально — сооружения защиты Ленинграда от наводнений), гидротехнический комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского залива для предотвращения нагонных наводнений. Первые проекты защиты Петербурга от наводнений относятся к первой четверти XVIII в.: в проектах планировки Петербурга архитекторов Д. Трезини и Ж. Б. А. Леблона предусматривалась подсыпка грунтом территороий Васильевского и Городского островов до отметки 3,2 м над ординаром. Первый проект радикальной защиты Петербурга от наводнений разработан в 1727 Б. К. Минихом, который предложил «город и каждый остров порознь дамбами и довольным возвышением и укреплением берегов укрепить». В XVIII—XIX вв. внимание к проблеме З. с. резко обострялось после наиболее разрушительных наводнений. Так, после «потопа» 7 ноября 1824 правительство объявило международный конкурс на проект защиты Петербурга от наводнений. Среди представленных работ особенно интересен проект П. П. Базена, который предложил принципиально новое решение проблемы: оградить Невскую губу (с дельтой Невы) от вод Финского залива каменной дамбой (от Лисьего Носа через остров Котлин до Ораниенбаума). Проект Базена (как и другие, представленные на конкурс) был отвергнут, однако предложенное им оригинальное решение проблемы определило одно из главных направлений последующих проектных разработок многих русских и советских учёных, инженеров и архитекторов. Именно идея Базена легла в основу ряда проектов З. с. конца XIX в. (Н. Н. Моссаковского, Я. К. Ганнемана, В. Ф. Пруссака), а также эскизного проекта 1933, разработанного в ЛенНИИ коммунального и жилого хозяйства и строительства под руководством профессора С. А. Советова и современного проекта З. с.
Технический проект, по которому осуществляется строительство, разработан в 1967—1978 в Ленинградском отделении института «Гидропроект» (Ленгидропроект) в процессе реализации Генерального плана развития Ленинграда 1966 (главный инженер проекта С. С. Агалаков, после его смерти в 1981 — С. Н. Кураев). В разработке проекта принимали участие 52 института и организации Ленинграда и других городов. В разработке экологического аспекта проекта участвовали 20 организаций. Проект архитектурного оформления З. с. выполнен в институте ЛенНИИ-проект (руководитель — архитектор А. В. Жук).
В августе 1979 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений». Осенью того же года строители приступили к его осуществлению.
В состав З. с. входят 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений, 11 каменно-земляных дамб, здания и сооружения эксплуатационного и обслуживающего назначения (см. схему). Трасса З. с. проходит от станции Горская на северном берегу Финского залива через остров Котлин к станции Бронка на южном берегу. Общая её протяжённость 25,4 км, в том числе по акватории залива свыше 22 км, высота дамб (вместе с волноотбойной стенкой) 8 м. Судопропускные сооружения включают судоходные пролёты, оборудованные быстродействующими затворами, которые при угрозе наводнения перекрывают пролёт. Южное судопропускное сооружение (С 1) на Морском канале имеет пролёт шириной 200 м и глубину на пороге 16 м (предназначено для прохода судов водоизмещение до 100 тыс. т), северное (С 2) имеет пролёт 110 м, глубину на пороге 7 м (для судов водоизмещение до 4 тыс. т).
Из 6 водопропускных сооружений 2 расположены в южных воротах Невской губы, 4 — в северных. Сооружения, примыкающие к побережью залива (В 1 и В 6), имеют 12 водопропускных отверстий шириной по 24 м, а остальные — по 10. Отверстия водопропускников оборудованы сегментными металлическими затворами, которые в обычных условиях подняты и перекроют отверстия только при угрозе наводнения. Суммарная площадь живого сечения водопропускных и судопропускных сооружений 9610 м2 (при ординаре), что в 1,5 раза больше живого сечения всех рукавов и протоков Невы в её устье. Управление водо- и судопропускными сооружениями автоматизировано и будет осуществляться как с центрального, так и с местных пультов. Время приведения в действие всей системы затворов не более 30 мин. Наличие ограждаемой акватории площадью 400 км2, аккумулирующей сток Невы при закрытых затворах З. с., гарантирует в устье Невы у Горного института безопасный для города уровень воды от 0,5 до 1,5 м выше ординара при нагонных наводнениях, а в случае крайне неблагоприятной ситуации (повторяемостью 1 раз в 100 лет) — подъём 1,8 м.
11 каменно-земляных дамб откосного типа замыкают участки между водо- и судопропускными сооружениями, перекрывают остров Котлин и низкие берега Финского залива. З. с. будут способны предотвратить самые крупные теоретически возможные наводнения с подъёмом воды до уровня 5,3 м над ординаром в устье р. Нева. По дамбам З. с. должна пройти скоростная 6 полосная автомагистраль с мостами над водопропускными и тоннелями под судопропускными сооружениями, транспортными развязками на берегах залива и на острове Котлин. Новая магистраль замкнёт 150 км кольцевую автодорогу вокруг Ленинграда.
Общая стоимость строительства З. с. около 1 млрд. руб., в том числе 130 млн. руб. — транспортные сооружения. Основные строительные работы ведёт управление Ленгидроэнергоспецстрой, которое в 1987 было преобразовано в объединение и передано из ведения Министерства энергетики и электрификации СССР в подчинение Ленгорисполкома.
С самого начала работ по проектированию З. с. группы учёных и специалистов ставили под сомнение обоснованность проекта, доказывали, что его реализация приведёт к резкому ухудшению экологической обстановки в дельте Невы или даже к экологической катастрофе. С середины 1980 х гг. противники проекта получили возможность публично излагать свои взгляды, строительство З. с. оказалось в центре внимания общественности. Резкое ухудшение экологической обстановки в северных воротах Невской губы в 1985—1986, связанное со значительными отклонениями от проекта производства работ, допущенными строителями в 1984, обострило ситуацию вокруг строительства З. с. В средствах массовой информации наметился отход от апологетизации проекта, делаются попытки дать объективную оценку как проекту, так и ходу его реализации. Широкий общественный резонанс вызвала статья академика Д. С. Лихачёва и писателей Д. А. Гранина, М. А. Дудина и А. А. Ливеровского «А где защита от дамбы?» («Известия», 11 января 1987), в которой остро поставлена проблема влияния стройки на окружающую среду. В ходе дискуссий чётко выявилась взаимосвязь строительства З. с. с проблемой очистки городских канализационных стоков. Предполагалось, что к 1985 (то есть до завершения строительства З. с.) будут построены очистные сооружения, обеспечивающие 100% ную очистку стоков. Однако программа их строительства была сорвана, и на конец 1986 уровень очистки стоков составлял лишь 58%. Строительство З. с. только обострило сложную санитарно-гигиеническую обстановку в Невской губе. Научное решение проблемы оздоровления экологической обстановки водной системы Ладожское озеро — р. Нева — Невская губа в условиях функционирования З. с. возложено на созданный осенью 1987 первый в стране Центр экологической безопасности при АН СССР. В конце 1980 х гг. строительство З. с. законсервировано.