Охрана памятников истории и культуры Петербурга — Ленинграда
-
Вторник, 13 мая 2008
Охрана памятников истории и культуры Петербурга — Ленинграда. До 1917 в России единственными актами, защищавшими старинные здания от сноса и перестроек, являлись «Строительные уставы» (1832, 1842, 1857, 1900). Ремонтно-реставрационные работы контролировались Археографической комиссией или АХ. Все памятники архитектуры Петербурга принадлежали членам императорской фамилии, казне, церкви или частным лицам, и их перестройка или снос зависели от вкуса или потребностей владельцев. В обществе до конца ХIX в. здания Петербурга почти не воспринимались как памятники архитектуры и подход к ним был сугубо утилитарным.
Впервые вопрос о художественной и исторической ценности памятников петровской и последующих эпох поставлен в начале ХX в. деятелями круга «Мира искусства» (особенно в работах А. Н. Бенуа) и рядом архитекторов (Н. В. Султанов, В. В. Суслов и др.), которые выступили первыми пропагандистами охраны памятников. Большую роль в распространении идеи охраны памятников сыграли журналы начала ХX в. («Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба» и особенно «Старые годы»). В 1907 члены Общества архитекторов-художников создали музей «Старый Петербург», который стал центром пропаганды охраны памятников. В значительной степени под влиянием общественности в 1900 х гг. при Министерстве внутренних дел создана Междуведомственная комиссия по пересмотру действующих постановлений об охранении древних памятников и зданий. Однако выработанное ею Положение об охране древностей не вступило в силу. Первый опыт составления списка «неприкосновенных» памятников Петербурга предпринял в конце 1900 х гг. В. Я. Курбатов (опубликован в журнале «Зодчий», 1910, № 41).
После победы Февральской революции задачу охраны памятников взяло на себя созданное 13(26) марта Особое совещание при комиссаре над бывшим Министерством императорского двора (председатель М. Горький), однако в конце апреля 1917 оно было распущено. Работу по охране памятников вели также созданные весной 1917 Комиссия по делам искусств при Исполкоме Петросовета и Союз деятелей искусств. В марте — июне 1917 Временное правительство создало Художественно-исторические комиссии по приёмке и охране имущества бывшего дворцового управления в Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Гатчине. По их инициативе значительная часть художественных сокровищ летом — осенью 1917 эвакуирована в глубь страны.
25 октября (7 ноября) 1917 ПВРК назначил Б. Д. Мандельбаума и Г. С. Ятманова комиссарами по защите музеев и художественных коллекций. Они организовали охрану Музея Александра III (ныне Русский музей), Эрмитажа, разработали план спасения художественных сокровищ Петербурга. Распоряжением наркома просвещения А. В. Луначарского от 6(19) ноября 1917 Художественно-историческим комиссиям предложено заняться охраной памятников в Петербурге и пригородах. 17(30) ноября 1917 создана Соединённая комиссия для розыска похищенных из Зимнего дворца вещей (в конце января 1918 эта работа в основном завершена сотрудниками ВЧК). В конце января 1918 она включена в состав Наркомпроса, а 21 марта 1918 преобразована в Коллегию по делам музеев и охраны памятников старины и искусства Петроградской губернии при Наркомпросе (председатель Ятманов).
Ряд декретов СНК РСФСР, принятых в 1918, заложил основы советского законодательства об охране памятников. Особую роль сыграли декреты от 19 сентября 1918 «О запрещении вывоза и продажи за границу художественных и исторических ценностей» и от 5 октября 1918 «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В 20 х гг. Петроградский отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины провёл большую работу по выявлению, обследованию, учёту, практической охране и новому использованию памятников, был составлен 1 й список памятников архитектуры, состоящих под охраной государства (136 наименований). В 1918—19 в дворцах Петербурга и пригородов открыты художественные и историко-бытовые музеи, в Аничковом дворце в 1918 разместился Музей города (предшественник Музея истории Ленинграда). В 1921—24 законодательная система по охране памятников дополнена рядом новых декретов (важнейший — «Об учёте и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1924). С 1922 вопросами охраны памятников ведал Петроградский (Ленинградский) отдел Главного управления научных, музейных и художественных учреждений Наркомпроса (Главнаука). В 1924—34 в Ленинграде действовало отделение Центральных государственных реставрационных мастерских. Большую помощь государственным органам охраны памятников в изучении и пропаганде памятников оказало общество «Старый Петербург».
В конце 20 х гг. в работе органов охраны памятников наметился некоторый спад, функции контроля и охраны памятников разобщались по разным ведомствам, которым принадлежали памятники. Нигилистическое отношение к культуре прошлого, получившее распространение среди ряда советских и партийных работников, привело к утрате и уничтожению ряда ценных памятников (в том числе к массовому сносу церквей, проводившемуся под лозунгом «борьбы с религией», продаже за границу сокровищ Эрмитажа и ряда других музеев). В 30 х гг. охраной памятников в Ленинграде ведали уполномоченные Междуведомственного комитета по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК (образован в 1932), Наркомпроса, а также Бюро по охране памятников Политпросветотдела Ленсовета (позже Отдел по охране памятников Управления по делам искусств). Бережным отношением к исторической части города отличался разработанный в 1935—39 Генеральный план развития Ленинграда, благодаря чему Ленинград, несмотря на отдельные значительные утраты, сохранил целостный облик центральных районов, однако именно в эти годы были уничтожены многие памятники культового зодчества, в 1936 разобраны Московские триумфальные ворота.
С началом Великой Отечественной войны значительная часть художественных сокровищ Ленинграда эвакуирована в глубь страны, в городе проведены работы по маскировке многих памятников (Смольного, Главного Адмиралтейства, Петропавловского собора, Инженерного замка и др.), укрыты мешками с песком многие памятники (в том числе «Медный всадник»), зарыты в землю скульптуры Летнего сада. В результате артобстрелов и бомбёжек в 1941—44 пострадали или были разрушены 187 зданий из 300, состоявших под охраной. Гитлеровцы разрушили дворцово-парковые комплексы пригородов Ленинграда. В условиях блокады работники Отдела по охране памятников (в 1943 преобразован в Государственную инспекцию по охране памятников архитектуры Ленинграда при Управлении по делам архитектуры Ленгорисполкома) совместно с архитекторами и другими работниками искусств проводили работы по обмерам, фиксации повреждений. Первоочередные работы по оперативному ремонту и консервации разрушенных памятников вели бойцы специальных ремонтных батальонов. В ноябре 1943 для подготовки кадров реставраторов в Ленинграде открыто Архитектурно-художественное училище, в 1945 — специальное отделение Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. В 1945 образованы Архититектерно-реставрационные мастерские Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома (с 1950 Специальные научно-производственные реставрационные мастерские). В ходе начатых ещё в 1944 реставрационных работ ленинградские специалисты выработали комплексный метод реставрации, гарантировавший достижение почти полной идентичности восстановленных объектов с подлинными. Большой вклад в восстановление памятников архитектуры Ленинграда и пригородов внесли архитекторы И. Г. Капцюг, А. Л. Ротач, А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, К. Д. Халтурин, А. А. Кедринский, М. М. Плотников, художники Н. В. Певцев, Я. А. Казаков, Л. А. Любимов, С. И. Коган, О. Ю. Педаяс, М. М. Швабский, скульпторы И. В. Крестовский, Я. А. Троупянский, А. Е. Громов и многие другие. В 1974 на базе Специальных научно-производственных реставрационных мастерских создано объединение «Реставратор».
В 40—50 х гг. продолжались работы по выявлению и учёту памятников. В 1954 впервые издан справочник «Памятники архитектуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной», в котором учтены 244 памятника (около 800 сооружений). В 50—60 х гг. СМ РСФСР принял ряд постановлений, направленных на совершенствование системы охраны памятников. В 1966 создано Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1966 Ленгорисполком принял решение о сохранении исторического облика города. В 1967—70 решением Ленгорисполкома взяты под охрану 55 зданий второй половины XIX — начала XX вв. и 16 зданий советской постройки, в 1975 взяты под охрану ещё около 100 зданий в пригородах Ленинграда и Кронштадте. В 1969 и 1972 установлены охранные зоны памятников и зоны регулирования застройки общей площадью 2200 га.
Современная система охраны памятников строится на основании закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976), аналогичного закона РСФСР (1978) и Положения об охране и использовании памятников истории и культуры (1982). В 1990 в Ленинграде и пригородах находятся под государственной охраной около 2,3 тыс. памятников архитектуры, истории и культуры (ими ведает Главное управление по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры Исполкома Ленсовета). С 70—80 х гг. в Ленинграде всё большее внимание уделяется сохранению рядовой застройки исторической части города, определяющей облик Ленинграда. Большую помощь государственным органам охраны памятников оказывают общественные организации и неформальные объединения, возникшие во второй половине 80 х гг., — «Мир», «Спасение», «ЭРА» («Экология рядовой архитектуры»), «Петербург» и др. Их инициативы поддерживает общественный Совет по экологии культуры, действующий в контакте с образованным в 1987 Ленинградским отделением Советского фонда культуры.