Александро-Невская лавра
-
Понедельник, 05 мая 2008
Александро-Невская лавра (площадь Александра Невского, 1; набережная р. Монастырки, 1), бывший мужской монастырь, историко-художественный памятник. Находится в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении р. Монастырка в Неву. Основан Петром I в 1710 как «монастырь Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князю Александра Невского» в честь победы новгородского князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве 1240. Предания объединили Невскую битву в устье р. Ижора с действиями новгородцев против шведов в 1301 и послужили предлогом для основания монастыря в устье р. Чёрная (Монастырка). В 1712—13 на левом берегу р. Монастырка возвели первую деревянную церковь Благовещения (разобрана в 1787—89), в 1714 — мазанковые братские кельи, с 1717 началось строительство на правобережье каменного монастырского городка. В день 3 летней годовщины победы в Северной войне 30 августа 1724 по указу Петра I в новоотстроенную каменную двойную Благовещенскую — Александро-Невскую церковь перенесли из Владимира останки Александра Невского (в 1790 серебряная рака перемещена в новоотстроенный Троицкий собор). По своему значению монастырь был поставлен Петром I выше всех православных монастырей России, некоторые из них были отданы ему в вотчину; монастырь готовил священнослужителей для высоких мест в монастырской и церковной иерархии. В 1720 при монастыре открыта типография, где напечатаны «Букварь учебный...» Ф. Прокоповича, «Слово похвальное о флоте российском...», «О Полтавской и Гангутской победах» Г. Бужинского и др. В 1721 учреждена Словенская школа для детей разночинцев, в 1726 — Славяно-греко-латинская семинария, а затем действующая и поныне Духовная академия. В 1797 монастырь преобразован в лавру. В А. Н. л. были собраны большой исторический архив и библиотека. В 1909 образован музей — Древлехранилище лавры. На значительной части монастырской территории, окружавшей каменное каре основных зданий (строительство закончено в 1790), созданы Митрополичий сад и кладбища — Лазаревское (ныне Некрополь XVIII века), Тихвинское (ныне Некрополь мастеров искусств) и Никольское (основано в 1861), на которых (а также в церквах-усыпальницах монастыря) похоронены многие выдающиеся представители русской культуры, государственные, военные и общественные деятели. В Благовещенской церкви погребён А. В. Суворов. После Октябрьской революции и закрытия монастыря в 1918 историко-художественные ценности (серебряная рака Александра Невского и Малахитовая сень из Троицкого собора, архив лавры и др.) были переданы в ГЭ, ГРМ и другие хранилища и музеи. С 1918 во внутреннем дворе лавры существует Коммунистическая площадка — кладбище, на котором похоронены участники Гражданской войны, подавления Кронштадтского мятежа 1921, государственные и общественные деятели, герои Великой Отечественной войны. С 1930 х гг. началась постепенная музеефикация лавры, на части территории которой в 1932 создан Музей-некрополь (с 1939 Музей городской скульптуры). Во время блокады Ленинграда вражеские бомбёжки, артобстрелы нанесли архитектурному комплексу лавры значительные повреждения. Сильно пострадали Троицкий собор, Митрополичий корпус и ряд других зданий. А. Н. л. — выдающийся памятник архитектуры. Первый проект ансамбля, утверждённый Петром I, — каре корпусов, охватывающих внутренний двор, со зданием собора в центре восточной линии — создал в 1715 Д. Трезини, строивший по своему проекту при участии Т. Швертфегера двойную Благовещенскую (первый этаж) — Александро-Невскую (2 й этаж) церкви (1717—22) и Духовской корпус (завершён Швертфегером в конце 1720 х гг.). Несколько изменённый в начале 1720 х гг. Швертфегером проект Трезини стал основой для всех зодчих, на протяжении почти столетия корректировавших и дополнявших его. Основными авторами и строителями зданий ансамбля лавры после Трезини были: Швертфегер (спроектировал, но не достроил первый Троицкий собор, разобранный в 1755); П. Трезини, автор двойной Фёдоровской церкви (1740 е — середины 1750 х гг.) и строитель Фёдоровского корпуса, начатого Швертфегером в 1725 и завершённого в 1748; М. Д. Расторгуев, предполагаемый автор Митрополичьего корпуса (1756—58) и строитель Семинарского (1756—61), Просфорного (1761—71) корпусов, юго-западной и северо-западной башен (1758—73), повторивших Фёдоровскую церковь П. Трезини. Завершил строительство ансамбля И. Е. Старов, автор Троицкого собора (1776—90), Надвратной (Скорбященской) церкви (1783—85) и реконструкции территории на левом берегу Монастырки (1783—89), где создал новую площадь (площадь Александра Невского), охватив её полуциркулем каменных стен (1783—85) и связав ансамбль лавры с Невским проспектом. Наиболее значительные перестройки в ансамбле лавры осуществляли В. П. Петров (первая надстройка Митрополичьего дома в 1819), Г. И. Карпов (в 1890 х гг. построил Восточные ворота с внешней стороны каре и пристроил к Фёдоровской церкви Исидоровскую усыпальницу), А. М. Горностаев (по проекту которого в начале 1860 х гг. построили второй этаж обоих крыльев Митрополичьего корпуса). Архитектурный ансамбль А. Н. л. — один из первых и крупнейших ансамблей Петербурга XVIII в. Для него характерны традиционность и новаторство планировки и пространственного решения, светскость. Органичное сочетание особенностей раннего и развитого барокко начала — середины XVIII в. с формами раннего классицизма конца XVIII в. позволяет воспринимать его как сложное, но единое целое. В послевоенное время на территории А. Н. л. постоянно ведутся реставрационные работы, в 1960—70 х гг. реконструированы прилегающие кварталы и набережная Невы.