Адмиралтейское объединение
-
Понедельник, 05 мая 2008
Адмиралтейское объединение (набережная р. Фонтанки, 203), судостроительное предприятие. Создано в 1972 на базе Адмиралтейского и Новоадмиралтейского судостроительных заводов. Ведёт свою историю от основанной в 1704 Петром I Адмиралтейской верфи, верфи Галерный двор (в 1800 сюда была перенесена главная Адмиралтейская верфь, с этого же года верфь стала называться Новое Адмиралтейство) и верфи Галерный островок, основанной в 1704 как место для стоянки и ремонта судов (первые построенные на верфи суда спущены на воду в 1724). В 1908 верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены под названием Адмиралтейский судостроительный завод. Развитие верфей и их деятельность связаны с именами учёных и кораблестроителей А. А. Попова, П. А. Титова, А. Н. Крылова, В. П. Вологдина, Ю. А. Шиманского и др. На Адмиралтейских верфях зарождался отечественный военно-морской флот. До Октябрьской революции на верфях построено свыше 600 кораблей, в том числе большое число галер, линейных кораблей парусного флота, эскадренных броненосцев, крейсеров. В 1712 здесь построен первый русский линейный 54-пушечный корабль «Полтава», в 1872 спущен на воду самый совершенный в то время в мире броненосец «Пётр Великий». В 1874 построена первая русская торпеда изобретателя И. Ф. Александровского, в 1886 — корвет «Витязь», совершивший кругосветное плавание под командованием адмирала С. О. Макарова, в 1903 — крейсер «Аврора» (мемориальная доска), в 1911—14 — линкоры «Гангут» («Октябрьская революция») и «Полтава» («Марат»). На верфях впервые в практике отечественного судостроения было применено покрытие подводной части судов металлическими (медными) листами (в 1803), заложены первые корабли с полностью металлическими корпусами (1863). Рабочие верфей принимали активное участие в забастовочном и революционном движении, в борьбе за Советскую власть. Здесь работали С. Н. Халтурин, В. А. Шелгунов, В. А. Князев (в его комнате осенью и зимой 1894—95 собирался марксистский кружок, которым руководил В. И. Ленин), П. Л. Пахомов (один из создателей большевистской организации на верфях, председатель Петроградского губисполкома в 1918). В мае 1917 на заводе с речью о текущем моменте и задачах пролетариата выступил Ленин. В 1922 Адмиралтейский судостроительный завод возобновил работы на Галерном островке. С этого же года он называется завод имени А. Марти (с 1957 Адмиралтейский завод). В 1922—26 на правах филиала входил в состав Балтийского завода. В 1926 к нему присоединился (за исключением меднопрокатного и трубного отделений) Франко-Русский завод, основан в 1792 под названием завод Берда и работавший с этого времени в тесной экономической и технической кооперации с верфями (см. «Красный выборжец»). В 1931 на территории верфи Нового Адмиралтейства стал функционировать завод судовых механизмов («Судомех»), который с 1957 называется Новоадмиралтейским заводом.
В годы первых пятилеток адмиралтейцы строили лесовозы, первые отечественные танкеры, портовые ледоколы, в числе первых в стране — цельносварные суда. В 1941—45,5 тыс. человек сражались на фронтах, из их числа были сформированы 2 отделения пулемётно-артиллерийских батальона народного ополчения. На производстве выпускались снаряды, мины, миномёты, тральное вооружение, строились бронекатера, баржи, плашкоуты, ремонтировались боевые корабли. Работникам завода М. Д. Кононову и М. С. Сальникову присвоено звание Героев Советского Союза. В послевоенные годы строятся большие серии танкеров, ледоколов, рыбопромысловых судов, плавучих доков, океанских спасателей, научно-исследовательских судов. В 1959 на Адмиралтейском заводе построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». В объединении проводится комплексная реконструкция и техническое перевооружение всех видов производств. Работники предприятия П. С. Арцибасов, В. И. Горшелев, Г. И. Краснопеев, А. Д. Мамлев, М. Ф. Поташев, Н. Т. Трофимов, Н. Ф. Ушкалов удостоены звания Героя Социалистического Труда. В. Н. Дубровский, Е. П. Корсак, В. И. Червяков — лауреаты Ленинской премии. Объединение награждено орденами Ленина (1960, 1966), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны первой степени (1985). На территории предприятия памятник в честь погибших в годы Великой Отечественной войны (автор Б. В. Пасиков). Мемориальные доски в память о выступлении на заводе В. И. Ленина, о награждении предприятия Красными знамёнами ГКО. В 1977 создан Народный музей. Имеются клуб «Маяк», стадион. Многотиражная газета «За коммунизм» (с 1928, первоначальное название «Стапель»).