Синодальная типография
-
Суббота, 24 мая 2008
Синодальная типография Московская синодальная типографическая контора (Никольская улица, 15), крупнейшая московская типография, издававшая книги главным образом церковного содержания. Основана в 1727 после передачи (1721) Печатного двора в ведение Духовной коллегии. Подчинялась непосредственно Синоду. В 1811—15 для Синодальной типографии было построено специальное здание (архитектор И.Л. Мироновский). В «готическом» фасаде использованы декоративные мотивы древних зданий Печатного двора: изображения льва и единорога, увитые виноградной лозой колонны, белокаменная резьба. Деятельность Синодальной типографии развернулась во второй половине XIX в. (особенно с 1858 при её секретаре П.А. Бессонове и с 1863 при управляющем Н.П. Гилярове-Платонове). Расцвет Синодальной типографии связан с деятельностью обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, разработавшего внутреннее устройство типографии и оказавшего ей серьёзную финансовую поддержку. В начале XX в. в состав Синодальной типографии входили управление, 12 отделений типографии, книжные магазины, лавки, штат книгонош и типографических комиссионеров при 600 волостных правлениях России. В типографии работали 347 мастеров (в том числе 70 учеников). Здания Синодальной типографии с двух сторон были ограничены владениями Николо-Греческого монастыря и ресторана «Славянский базар». Словолитня, пуансонное и гравёрное отделения размещались в Спасской и Казанской палатах нижнего этажа надворного корпуса, примыкавшего к владениям монастыря. Они занимались отливкой древних славянских, гражданских и иностранных шрифтов. В подвале главного корпуса размещались стереотипное (занималось литьём прямых и круглых стереотипов) и штамповальное (штамповало металлические крестики, образки, оклады на Евангелие и Апостол) отделения. Наборное отделение (изготовляло до 12000 гранок и 3000 листов различной величины в год) занимало Николаевскую и Сретенскую палаты нижнего этажа. В Благовещенской, Воскресенской и Ивановской палатах (второй этаж главного здания, надворный корпус) находилось печатное отделение, которое выпускало в год по 30 тыс. печатных листов. Литографическое отделение (занимало Ивановскую и Воскресенскую палаты) выпускало многокрасочные издания, в том числе картины из Священной истории. Изготовлением рисунков к книгам и переводом их на камень для штамповки занималось художественное отделение (в Скорбященской палате), переплётными работами — переплётное отделение (в Введенской и Сергиевской палатах). Работы по выработке программы изданий были сосредоточены в Правильной палате Печатного двора, ведавшей редакционными работами. В 1903 в Синодальной типографии были открыты брошюровочная палата, подземные склады книг и каменная одноэтажная палата во дворе для ротационной машины. В типографии было 150 различных машин. При типографии действовала книжная лавка для оптовой и розничной торговли; книгами Синодальной типографии торговали лавки в Кремле, на Сухаревском и Смоленском рынках, в Сокольниках, на Пресне. Синодальная типография владела богатейшими в Москве библиотекой и архивом, в которых находились Краковский триодь (1491), Апостол (1564), степенные книги царского родословия (XVI — XVII вв.), Евангелие (XII в.), Хронограф (1703), сочинения Симеона Полоцкого, братьев Лихудов, Сильвестра Медведева; справщики Синодальной типографии занимались изучением и описанием рукописей. В 1896 при Синодальной типографии была открыта двухгодичная школа. В конце XIX — начале XX вв. наиболее яркими изданиями Синодальной типографии были Библия гражданской (1896) и церковной (1900) печати, Евангелие напрестольное (1899) и гражданской печати (1902), Минеи-Четьи (1900), Молитвослов (1896, выдержал 17 изданий). Синодальная типография с успехом экспонировала свои издания на Нижегородской выставке 1896, на Всемирной выставке в Париже в 1900.
После 1917 Синодальная типография была ликвидирована. В 1918 в её помещениях разместилась 7 я типография Гознака, с 1930 — Историко-архивный институт (с 1991 Российский государственный гуманитарный университет).