Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

Фотографии достопримечательностей Швейцарии - БернБерн - столица Швейцарии с 1848 года, а также административный центр кантона Берн, расположен в западной…

Печатный двор

Печатный двор первая московская государственная типография. Основана в 1553 в Китай-городе. Упоминается в записках Г. Штадена «О Москве Ивана Грозного», описавшего улицу, идущую от Никольских ворот, и друкарню (печатню) возле Судного двора и Цейхгауза. На Печатном дворе были изданы Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь и другие книги, не имевшие выходных данных (отсюда бытующее в литературе название «Анонимная типография»). 1 марта 1564 Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев (Мстиславец) напечатали здесь первую датированную книгу Апостол. В 1565 Печатный двор напечатал Часовник, в 1568 — Псалтырь. В 1570-х гг. Печатный двор переместился в Александровскую слободу, в 1587 возвратился в Москву на Никольскую улицу (д. 25). В 1612 Печатный двор выгорел. В 1614—15 на Печатном дворе напечатана Псалтырь. В 1620 для Печатного двора построена двухэтажная каменная палата, куда перевезли 7 типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1625 под каменными палатами Печатного двора были устроены погреба для запасов книг и подземные ходы в Кремль. Пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора, новые каменные палаты строились в 1642—43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина. В 1644 подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором» были построены каменные ворота с башней в готическом стиле. Палаты Печатного двора, разделённые на две половины каменными воротами с башнями, были украшены фигурами льва и единорога (символы единодержавной власти). В этих строениях размещались Приказ книгопечатания (приказные люди во главе с дьяком), Правильная палата; книги печатали на 12 станах. В 1679 было разобрано старое здание «Большой палаты» (во дворе), примыкавшее к Китайгородской стене. На старом фундаменте каменных дел подмастерья С. Дмитриев и И. Артемьев «со товарищи» построили новое здание, расписанное позже придворным иконописцем Л. Ивановым. Здесь разместились Правильная палата и библиотека. В 1653 по поручению патриарха Никона, в ведении которого находился Печатный двор, на Восток была отправлена экспедиция, глава которой А. Суханов привёз из Афона в Москву 500 греческих рукописей. Эти книги легли в основу библиотеки Печатного двора. В 1681 во дворе Печатного двора была устроена греческая школа. Полный штат Печатного двора в конце XVII в. составлял 165 человек. Печатный двор находился в ведении Приказа Большого дворца, издавал так называемые «четьи» книги («Анфологион», 1660), полемические сочинения, переводы, учебную литературу («Букварь» В.Ф. Бурцова, 1634; «Грамматика» М. Смотрицкого, 1648; «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, 1703, и др.). Всего в конце XVI — начале XVII вв. было отпечатано 30 книг (тиражом по 1000 экземпляров). Благодаря деятельности династии справщиков Печатного двора — Андроника Тимофеева Невежи и Ивана Андроникова Невежи сформировался стиль московских кириллических изданий XVII в. Справщиком (с 1682), а затем «смотрителем» (в 1698 — 1701) Печатного двора был Карион Истомин, директором (1726—31) Ф.Д. Поликарпов-Орлов. В 1703—11 на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости». В 1710 Поликарпов-Орлов представил Петру I экземпляр «Азбуки» с «изображением древних и новых письмен славянских и рукописных». В 1564—1711 на Печатном дворе было отпечатано около 700 изданий (некоторые, например, «Азбука», в 1657—77, тиражом 10 тыс. экземпляров). В 1721 Печатный двор был передан в ведение Синода, типография преобразована в Синодальную. В середине XVIII в. в стиле барокко были выстроены боковые корпуса с типографскими и библиотечными помещениями, замкнувшие периметр двора (архитекторы И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский). В конце XVIII — начале XIX вв. корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811—15 монументальное здание Синодальной типографии (архитектор И.Л. Мироновский), в оформлении въездной арки которого использованы традиционные для Печатного двора изображения льва и единорога. В XIX в. его постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, достраивались или переделывались в «русском стиле»: дворовая часть восточного корпуса (1871, архитектор М.Н. Чичагов); переделка палат у Китайгородской стены (1872—75, архитектор Н.А. Артлебен) — так называемый «Теремок» с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом, полихромной раскраской (в интерьере — росписи палехских живописцев); надстройка третьго этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов (1890-е гг., архитектор С.С. Слуцкий). Фасады Печатного двора со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик.

Азия - Столицы и города

Дакка - Бангладеш - Фото - ДостопримечательностиДакка - столица Бангладеш (с 1971 г.) и административный центр области Дакка, расположена в…

Счетчики

Яндекс.Метрика

Культурные центры, достопримечательности Москвы

Покровское-Стрешнево Покровское-Глебово, местность на северо-западе Москвы, между Волоколамским шоссе, Каналом имени Москвы и Окружной железной дорогой.

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

Академия наук СССР (АН СССР), высшее научное учреждение СССР.

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Толстой Алексей Николаевич (1882—1945), писатель, драматург, общественный деятель, академик АН СССР (1939).