Печатный двор
-
Пятница, 23 мая 2008
Печатный двор первая московская государственная типография. Основана в 1553 в Китай-городе. Упоминается в записках Г. Штадена «О Москве Ивана Грозного», описавшего улицу, идущую от Никольских ворот, и друкарню (печатню) возле Судного двора и Цейхгауза. На Печатном дворе были изданы Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь и другие книги, не имевшие выходных данных (отсюда бытующее в литературе название «Анонимная типография»). 1 марта 1564 Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев (Мстиславец) напечатали здесь первую датированную книгу Апостол. В 1565 Печатный двор напечатал Часовник, в 1568 — Псалтырь. В 1570-х гг. Печатный двор переместился в Александровскую слободу, в 1587 возвратился в Москву на Никольскую улицу (д. 25). В 1612 Печатный двор выгорел. В 1614—15 на Печатном дворе напечатана Псалтырь. В 1620 для Печатного двора построена двухэтажная каменная палата, куда перевезли 7 типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1625 под каменными палатами Печатного двора были устроены погреба для запасов книг и подземные ходы в Кремль. Пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора, новые каменные палаты строились в 1642—43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина. В 1644 подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором» были построены каменные ворота с башней в готическом стиле. Палаты Печатного двора, разделённые на две половины каменными воротами с башнями, были украшены фигурами льва и единорога (символы единодержавной власти). В этих строениях размещались Приказ книгопечатания (приказные люди во главе с дьяком), Правильная палата; книги печатали на 12 станах. В 1679 было разобрано старое здание «Большой палаты» (во дворе), примыкавшее к Китайгородской стене. На старом фундаменте каменных дел подмастерья С. Дмитриев и И. Артемьев «со товарищи» построили новое здание, расписанное позже придворным иконописцем Л. Ивановым. Здесь разместились Правильная палата и библиотека. В 1653 по поручению патриарха Никона, в ведении которого находился Печатный двор, на Восток была отправлена экспедиция, глава которой А. Суханов привёз из Афона в Москву 500 греческих рукописей. Эти книги легли в основу библиотеки Печатного двора. В 1681 во дворе Печатного двора была устроена греческая школа. Полный штат Печатного двора в конце XVII в. составлял 165 человек. Печатный двор находился в ведении Приказа Большого дворца, издавал так называемые «четьи» книги («Анфологион», 1660), полемические сочинения, переводы, учебную литературу («Букварь» В.Ф. Бурцова, 1634; «Грамматика» М. Смотрицкого, 1648; «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, 1703, и др.). Всего в конце XVI — начале XVII вв. было отпечатано 30 книг (тиражом по 1000 экземпляров). Благодаря деятельности династии справщиков Печатного двора — Андроника Тимофеева Невежи и Ивана Андроникова Невежи сформировался стиль московских кириллических изданий XVII в. Справщиком (с 1682), а затем «смотрителем» (в 1698 — 1701) Печатного двора был Карион Истомин, директором (1726—31) Ф.Д. Поликарпов-Орлов. В 1703—11 на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости». В 1710 Поликарпов-Орлов представил Петру I экземпляр «Азбуки» с «изображением древних и новых письмен славянских и рукописных». В 1564—1711 на Печатном дворе было отпечатано около 700 изданий (некоторые, например, «Азбука», в 1657—77, тиражом 10 тыс. экземпляров). В 1721 Печатный двор был передан в ведение Синода, типография преобразована в Синодальную. В середине XVIII в. в стиле барокко были выстроены боковые корпуса с типографскими и библиотечными помещениями, замкнувшие периметр двора (архитекторы И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский). В конце XVIII — начале XIX вв. корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811—15 монументальное здание Синодальной типографии (архитектор И.Л. Мироновский), в оформлении въездной арки которого использованы традиционные для Печатного двора изображения льва и единорога. В XIX в. его постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, достраивались или переделывались в «русском стиле»: дворовая часть восточного корпуса (1871, архитектор М.Н. Чичагов); переделка палат у Китайгородской стены (1872—75, архитектор Н.А. Артлебен) — так называемый «Теремок» с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом, полихромной раскраской (в интерьере — росписи палехских живописцев); надстройка третьго этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов (1890-е гг., архитектор С.С. Слуцкий). Фасады Печатного двора со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик.