Останкинский дворец-музей
-
Пятница, 23 мая 2008
Останкинский дворец-музей (1 я Останкинская улица, 7). Создан в 1918 в усадьбе Останкино. Первоначально Останкино было вотчиной дьяка Посольского приказа В.Я. Щелкалова, при котором были посажены рощи, вырыт пруд и возведены постройки, уничтоженные в начале XVII в., в эпоху Смуты. В XVII — начале XVIII вв. им владели князья Черкасские, при которых была построена церковь Троицы в Останкине (1678—92). В 1743—1917 усадьба графов Шереметевых. Дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма был создан в 1790-х гг. Главное двухэтажное здание дворца выстроено в 1791—98 крепостными зодчими П.И. Аргуновым, А.Ф. Мироновым и Г.Е. Дикушиным с использованием проектов Ф. Кампорези, К.И. Бланка и Е.С. Назарова. Первоначально был возведён театральный зал, к которому позже пристроили павильоны с проходными галереями и ряд залов, использовавшихся для размещения коллекции картин. Деревянное, оштукатуренное здание дворца приобрело торжественный и величественный облик; монументальный фасад главного корпуса украшен по центру шестиколонным коринфским портиком, а по сторонам — четырёхколонными ионическими. Более камерные и лаконичные фасады боковых флигелей также получили трёхчастное членение. Строгость форм и ясность объёмов, гладь чётко организованных поверхностей оттеняют тонкий и изящный скульптурный декор, лепные фризы, композиция в тимпане фронтона, а также тщательно проработанные архитектурные детали, профили, карнизы, лёгкая балюстрада, идущая по краю нижнего цокольного этажа, на который поставлены портики главного корпуса. Дворец увенчан плоским куполом на широком, прорезанном круглыми окнами барабане, со стороны парка его фасад оформляют 10-колонная лоджия и тройные венецианские окна. Проходные галереи на фасадах украшены нишами со скульптурой, вазами, орнаментальными барельефными вставками, пластически разнообразящими монолитную гладь стен. Примыкающие к главному корпусу дворца «Египетский» и «Итальянский» павильоны (по проекту В.А. Бренны) отличаются компактностью и чёткостью объёмов, изяществом скульптурного и архитектурного декора, связаны с пространством прилегающей части парка. Лепные рельефы фасадов выполнены Ф.Г. Гордеевым и Г.Т. Замараевым.
В интерьере центральное место занимает большой театральный зал, бывший одновременно банкетным и бальным залом. Он отличается благородной простотой пропорций, величественностью и нарядностью отделки, в прямоугольной своей части окружён по сторонам колоннадами, в полукруглой имеет бельэтаж с колоннами (хитроумные технические приспособления для сцены, позволявшие быстро оборудовать зал для спектаклей, выполнены Ф.И. Пряхиным). Интерьеры дворца украшены декоративными расписными плафонами, белой лепниной потолков и карнизов, скульптурными барельефами. Стены обиты тканями, широко использованы золочёная деревянная резьба (мастер И. Мочалин, мастерская П.П. Споля), наборные паркеты из дорогих пород дерева (мастер Ф.И. Пряхин); мебель, хрустальные люстры и жирандоли, а также канделябры, фарфор, часы и вазы из бронзы, стекла и мрамора (все — конец XVIII в.). Парадная анфилада эффектно замыкается просторными залами боковых павильонов — просто и изящно оформленным концертным залом в «Египетском» павильоне, пышным и роскошным помещением банкетного зала в «Итальянском». В Картинной галерее дворца собраны произведения западноевропейской живописи XVII—XVIII вв., а также портреты работы И.П., Н.И. и Я.И. Аргуновых. Во дворце находятся копии с античных статуй работы итальянских мастеров XVIII в., а также скульптурные произведения А. Кановы, Ф.Г. Гордеева и Э. Фальконе.
В труппе Останкинского театра играли крепостные актрисы П.И. Жемчугова, Т.В. Шлыкова и др. (см. в статье крепостные театры).