Меншикова башня
-
Пятница, 23 мая 2008
Меншикова башня (Архангельский переулок, 15а), принятое в московском обиходе наименование церкви Архангела Гавриила. Построена в 1704—07 по заказу А.Д. Меншикова, обширное владение которого располагалось на месте современных зданий Российской товарно-сырьевой биржи и Московского почтамта. В XVI в. эту территорию занимала Мясницкая слобода с деревянной церковью «в Мясниках», известной с 1551. В 1620 церковь являлась центром Гавриловской Патриаршей слободы и именовалась «Гавриила Великого, что на Поганом пруду». Около 1657 её сменил кирпичный храм, перестроенный в 1679. В 1701 по желанию Меншикова к нему пристроили с юга Введенский придел (частично сохранён при сооружении существующего ныне здания). Общее руководство проектными и строительными работами осуществлял архитектор И.П. Зарудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии (архитекторы Д. Трезини, Д. Фонтана, Г. Пандо, Б. Скапа, скульпторы Д.М. Фонтана, Ж.М. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми). Возводила храм артель русских каменщиков (23 человека) из Костромы и Ярославля. Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение с 30 метровым шпилем, увенчанным золочёной, выкованной из меди фигурой трубящего ангела, поднималось на высоту 81 м (превышая на 3,2 м колокольню «Иван Великий» в Кремле). Отделочные работы в интерьере в связи с отъездом Меншикова в Петербург производились крайне медленно и ещё продолжались в 1723, когда от удара молнии сгорел верхний деревянный восьмерик «башни», а обрушившийся часовой механизм с 50 колоколами проломил своды, уничтожив почти законченное внутреннее убранство. Здание было восстановлено без верхнего яруса лишь в 1773—79 по инициативе известного московского масона Г.З. Измайлова и, по сведениям некоторых источников, приспособлено для масонских собраний. В 1787 интерьер получил новую отделку, выполненную с использованием аллегорических изображений и масонских символов, которые были уничтожены в 1852 по приказу митрополита Филарета. Церковь, выстроенная в стиле западноевропейского барокко, представляет собой оригинальную интерпретацию русских храмов типа «под колоколы». Её первый ярус, состоящий из четверика основного объёма с прямоугольной апсидой и трапезной, размещённых на одной оси, несёт крестообразный в плане второй ярус, служащий основанием крупного четверика, над которым возвышаются два уменьшающихся по объёму кверху восьмерика, завершённых фигурной главой. Необычная для своего времени фасадная декорация, выполненная с использованием скульптурных композиций, поражает пышностью и разнообразием форм. Особо выделен западный фасад нижнего яруса, фланкированный на углах мощными волютами-контрфорсами. Над входами помещены рельефные композиции: над западным — «Вход в Иерусалим», над северным и южным — архангелы Михаил и Гавриил. Убранство первого яруса дополняют небольшие скульптурные вставки в виде гирлянд с головками херувимов или раскрытого Евангелия, размещённые в простенках между окнами. Отделкой второго яруса служат расположенные в картушах белокаменные рельефы на евангельские темы. Нижний восьмерик некогда был окружён вознесёнными на постаменты статуями, заменёнными позднее вазонами. Столь же уникальна усложнённая организация внутреннего пространства здания с обходными галереями в разных уровнях и хорами, расположенными в храме и трапезной. Несмотря на пожар 1723 и последующие ремонты, интерьер сохранил первооснову декоративного убранства, включающего скульптуру, карнизы, тяги и картуши, заполненные сюжетной живописью. В убранстве трапезной выделяются горельефные фигуры ангелов, оформляющие вход в храм, а также кариатиды, «поддерживающие» перекрытие над западной галереей, в алтаре — замечательный лепной плафон в перекрытии жертвенника, включающий изображения ангелов и рогов изобилия. Существующий в храме иконостас конца XIX в. перенесён сюда в 1960-х гг. из разобранной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе; первоначальный иконостас находится в Успенской церкви г. Махачкалы. Церковь была закрыта в 1923—47. С 1947 здесь размещается подворье Антиохийского патриархата. Реставрационные работы проведены в 1940-х гг.