Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

Валлетта - Столица Мальты - ФотографииСтолица государства Мальта находится на скалистом отроге острова Мальта и с двух сторон окружена живописными…

Литературно-музыкальные салоны

Литературно-музыкальные салоны очаги культурной жизни Москвы, оказавшие большое влияние на формирование и развитие культуры России на протяжении XVIII — начала XX вв. Посетителей литературно-музыкальных салонов объединяли общность интересов и стремление к просветительско-познавательному началу, обязательным условием была творческая сопричастность хозяина салона к пропагандировавшемуся и развивавшемуся в его стенах виду искусства. Первое появление салонов относится к петровскому времени; складывается салон сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, просуществовавший до 1716. Его участники читали и обсуждали новые драматические произведения, вирши, театральные постановки (часть из них осуществлялась в театре царевны силами профессиональных музыкантов и вокалистов), исполняли музыкальные пьесы. Аналогичный характер имел салон царевны Екатерины Ивановны (в замужестве герцогини Мекленбургской), действовавший в 1720-х гг. в Измайловском дворце и объединивший москвичей с иноземцами, в том числе представителями дипломатических миссий. В 1730-х гг. его роль переходит к салону цесаревны Елизаветы, существовавшему в Александровской слободе и селе Покровском, вблизи Лефортова; именно в нём звучат первые произведения русской любовной лирики, появляются первые литературные игры — сложение акростихов, буриме, сочинения на заданную тему. Возникший в те же годы (в доме на Покровском бульваре, на месте нынешних строений №№ 3—9) салон Марии Кантемир, сестры поэта А.Д. Кантемира, свидетельствует о растущем интересе именно к литературе, который будет и впредь отличать московские салоны. Появление этого салона совпало по времени с отъездом Кантемира на дипломатическую службу в Западную Европу, откуда он постоянно присылал последние новинки литературы и музыки, обсуждавшиеся гостями хозяйки, среди которых были Феофан Прокопович и В.К. Тредиаковский. Музыкальные произведения виртуозно исполнялись хозяйкой салона. Исключительное значение для Москвы приобрёл в конце 1750-х — 60-е гг. салон М.М. Хераскова и его жены Елизаветы Нероновой, одной из первых русских поэтесс. В доме на улице Малая Дмитровка, 10, собиралась вся литературная Москва во главе с А.П. Сумароковым, книгоиздателем и просветителем Н.И. Новиковым, основателем русского национального театра Ф.Г. Волковым. Здесь бывали профессора и студенты Московского университета. Каждый салон отличался своеобразием литературных вкусов. Одна из племянниц Г.А. Потёмкина-Таврического княгиня В.В. Голицына в своём дворце на Никитском бульваре, 8, поддерживала поэзию Г.Р. Державина, называвшего знатную патронессу «Златовласой Пленирой», драматургию И.А. Крылова. В её салоне, пользовавшемся особой популярностью среди молодёжи, впервые читал свои оды К.Ф. Рылеев, бывали В.Л. Пушкин, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, драматург и театрал Ф.Ф. Кокошкин. В доме суворовского полковника И.И. Бенкендорфа и его супруги Елизаветы Ивановны (Страстной бульвар, 6) предпочтение отдавалось входящим в моду басням. Среди посетителей их салона — И.И. Дмитриев и И.И. Хемницер. Близкая дружба хозяев с Крыловым сделала салон в глазах московских литераторов «крыловским», славившимся остроумием, иронией, склонностью к сатире. Основные темы в салоне Кокошкина — театр, драматургия и актёрское мастерство. Для его устройства хозяин приобрёл специальный дом (Никитский бульвар, 6), где участники читали лекции, проводили репетиции, учебные классы; здесь же работала театральная типография и располагались квартиры для наиболее ценимых актёров императорской сцены. Среди подопечных хозяина салона — приглашённая им на профессиональную сцену Н.Д. Львова-Синецкая, дружившая с А.С. Грибоедовым и игравшая в любительских спектаклях вместе с А.С. Пушкиным. Актриса сразу открыла свой салон в том же доме на Никитском бульваре, 6, который объединил профессоров Московского университета во главе с Н.И. Надеждиным, студентов, среди которых были И.А. Гончаров, Ф.И. Кони, актёров П.С. Мочалова и М.С. Щепкина, композитора А.Е. Варламова. Сравнительно недолго просуществовавший салон С.Н. Бегичева в усадьбе Барышникова (Мясницкая улица, 42) в первой половине 1820-х гг. был известен тем, что здесь прошло первое чтение «Горя от ума» Грибоедова, регулярно встречались Д.В. Давыдов, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, композиторы А.А. Алябьев и А.Н. Верстовский, впервые исполнивший в этом кругу написанную им на пушкинские слова «Чёрную шаль». Род салона возник у С.А. Соболевского (Собачья площадка, 7), где 10 сентября 1826 прошло одно из первых чтений Пушкиным «Бориса Годунова» в присутствии М.Ю. Виельгорского, П.Я. Чаадаева, Д.В. Веневитинова и С.П. Шевырёва. В числе завсегдатаев салона были и братья Киреевские. Е.А. Баратынский, Д.В. Давыдов, А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Н.М. Карамзин, В.Л. Пушкин, В.А. Жуковский постоянно собирались в салоне поэта и баснописца И.И. Дмитриева (улица Спиридоновка, 17). К началу 1800-х гг. относится возникновение широко известного салона И.П. Тургенева, руководившего Московским университетом. Вместе с университетской профессурой в его доме (Петроверигский переулок, 4) бывали Херасков, Дмитриев, В.Л. Пушкин. Здесь началось имевшее важное значение для русской литературы сближение Жуковского и Карамзина. Салон З.А. Волконской (Тверская улица, 14) пользовался исключительной известностью главным образом из-за высокого поэтического дарования его участников. К А.С. Пушкину, Вяземскому, Баратынскому, Веневитинову, Н.М. Языкову присоединились М.А. Максимович, братья Киреевские, Чаадаев, С.Е. Раич, ссыльный А. Мицкевич. С конца 1820-х гг. в салонах стали отводить определённые дни недели для приёма гостей. Понедельник становится приёмным днём Чаадаева на Новой Басманной улице, 20. «Воскресенья» А.П. Елагиной представляли своеобразный противовес (или дополнение) аксаковским «субботам» (см. в статье С.Т. Аксаков). Языков называл салон Елагиной (Хоромный тупик, 4) «у Красных ворот республикой, привольной науке, сердцу и уму». В течение четверти века вокруг хозяйки и её сыновей, братьев И.В. и П.В. Киреевских, собирался цвет московских интеллектуалов: А.С. Пушкин, близкий друг хозяйки дома Жуковский, Н.В. Гоголь, Баратынский, Вяземский, семья Аксаковых, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, А.И. Тургенев, Чаадаев. К Аксаковым больше тяготели деятели театра, драматурги, актёры, профессора Московского университета (в частности, Надеждин), а также основатель Московской обсерватории Д.М. Перевощиков, Гоголь, М.Н. Загоскин, И.И. Панаев, Н.Ф. Павлов, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Хомяков, историки М.П. Погодин и С.М. Соловьёв, актёры Щепкин и П.М. Садовский. В одном из самых известных в Москве салоне поэтессы К.К. Павловой (Рождественский бульвар, 6), существовавшем в конце 1830-х — начале 40-х гг., собирались писатели самых разных направлений: Аксаковы, Баратынский, Гоголь, Грановский, Д.В. Григорович, Герцен, братья Киреевские, А.И. Тургенев, Я.П. Полонский, А.А. Фет. Свой последний московский вечер перед роковым выездом на Кавказ провёл у поэтессы М.Ю. Лермонтов. Новейшие тенденции времени отражали салон Грановского (Трубная улица, 32), в котором собирались профессора Ф.И. Буслаев, Перевощиков, Соловьёв, постоянно бывали Герцен, Н.П. Огарёв, В.П. Боткин, Щепкин, проездом — Гоголь, И.С. Тургенев, Белинский, салон Боткина (Петроверигский переулок, 4), в котором бывали Н.Х. Кетчер, Герцен, Огарёв, Григорович, Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, а Белинский, Грановский и Фет даже некоторое время жили в боткинском доме. Салон просуществовал почти 30 лет (до конца 1860-х гг.). Несомненный интерес представляли салон литератора, дипломата, бывшего костромского вице-губернатора Н.В. Свербеева (Страстной бульвар, 6, и Тверской бульвар, 25), в котором произошёл многочасовой разговор Гоголя с Лермонтовым, салон Е.П. Ростопчиной (Садовая-Кудринская улица), где Толстой познакомился с А.Н. Островским; среди гостей Ростопчиной были поэты Б.Н. Алмазов, Я.П. Полонский, Н.Ф. Щербина, писатели Н.В. Берг, Загоскин, Григорович, А.Ф. Писемский, М.А. Дмитриев, Е.В. Тур (графиня Салиас де Турнемир), А. Дюма-отец, артисты Щепкин и И.В. Самарин. Гораздо более скромный салон В.Д. Корнильева (улица Покровка, 22) знаменит именами посещавших его Дмитриева, Баратынского, Глинки, Гоголя, Павлова, племянника хозяина — Д.И. Менделеева. Начиная с 1860-х гг. количество салонов заметно сокращается. Былую ориентацию в полной мере сохранил салон переселившегося в Москве в 1862 В.Ф. Одоевского (Смоленский бульвар, 19), ставший центром литературной и музыкальной жизни Москвы. Личная связь хозяина с Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем, Глинкой сменяется дружескими отношениями с Толстым, И.С. Тургеневым, В.И. Далем, композиторами А.Н. Серовым, Н.Г. Рубинштейном, Г. Берлиозом. В 1870-х гг. наиболее важным для Москвы становится салон А.Ф. Писемского (Борисоглебский переулок, 11), на «средах» которого собираются П.Д. Боборыкин, математик Н.В. Бугаев, юрист М.М. Ковалевский, историк Н.И. Костомаров, П.И. Мельников-Печерский, Островский, И.С. Тургенев, актёры М.И. Писарев и П.А. Стрепетова. Существовавший на протяжении 1870 — 1880-х гг. салон физика А.Г. Столетова (квартира при Московском университете) объединял музыкантов (прежде всего С.И. Танеева) и учёных Ф.А. Бредихина, Н.Е. Жуковского, П.Н. Лебедева, В.Ф. Лугинина, В.В. Марковникова, К.А. Тимирязева, Н.А. Умова, В.К. Цераского. Всё больший интерес к музыке и её проблемам проявляется и в эволюции салона Островского. Если с конца 1840-х гг. до 1877 (Николоворобинский переулок, 3—9) он представлен именами Ф.М. Достоевского, А.Н. Плещеева, Писемского, Григоровича, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Толстого, И.С. Тургенева, Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, то после 1877 (Волхонка, 14) его состав пополняется М.М. Ипполитовым-Ивановым, Н.А. Римским-Корсаковым и многими музыкантами-инструменталистами и вокалистами. Длительная эволюция этой формы общения завершается появлением салонов Н.Д. Телешова (Чистопрудный бульвар, 21), Танеева (Малый Власьевский переулок, 2) и В.Я. Брюсова (Цветной бульвар, 22). На «средах» у Телешова бывали А.П. Чехов, М. Горький, В.Г. Короленко, Н.Н. Златовратский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович, С.Г. Скиталец, Ф.И. Шаляпин, Л.Н. Андреев, И.А. Белоусов, братья Ю.А. и И.А. Бунины, А.И. Куприн, И.И. Левитан, Н.Г. Гарин-Михайловский, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, С.В. Рахманинов. Так называемый «Танеевский домик» — салон блестящей плеяды русских композиторов, учеников Танеева, — от Рахманинова, А.Н. Скрябина, Р.М. Глиэра до А.Б. Гольденвейзера и К.Н. Игумнова, к которым тяготели учёные (Д.Н. Анучин, И.А. Каблуков, Тимирязев, Столетов). После 1917 салоны как форма литературно-музыкальной и литературно-театральной жизни постепенно сошли на нет (хотя в 1920-х гг. они ещё существовали в Москве; функционировали также литературные кружки, в числе которых — «Никитинские субботники»). С конца 1980-х гг. делаются попытки их возрождения.

Азия - Столицы и города

Пномпень - Камбоджа - Фото - ДостопримечательностиПномпень, столица Камбоджи, расположен на реке Тонлесап у ее впадения в реку Меконг. Население…

Счетчики

Яндекс.Метрика

Культурные центры, достопримечательности Москвы

Общество братьев Бромлей Общество механических заводов братьев Бромлей, крупнейшая в Москве и одна из наиболее крупных в Российской империи металлообрабатывающих…

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

«Ленполиграфмаш» (набережная р. Карповки, 5), производственное объединение полиграфического машиностроения.

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Вавилов Николай Иванович (1887—1943), генетик, растениевод, один из организаторов биологической и сельскохозяйственной науки в СССР, общественный деятель, академик АН СССР…