Кузьминки
-
Четверг, 22 мая 2008
Кузьминки Старые Кузьминки, усадьба на юго-востоке Москвы. Основана А.Г. Строгановым в начале XVIII в., с 1820 принадлежала Голицыным. Планировка в своих главных чертах сложилась в середине XVIII в., когда было выделено пространство парадного двора, окружённого с востока и юга регулярным садом, с прямой подъездной аллеей, со служебными строениями по сторонам от неё. В конце XVIII в. заложен пейзажный парк, центром ансамбля стал Верхний пруд, вдоль которого расположились все основные постройки: усадебный дом, так называемая Померанцевая оранжерея, церковь Влахернской Богоматери, Египетский павильон.
Главный дом (конец XVIII в.; 1804—05, архитектор И.В. Еготов; восстановлен после пожара в 1915—30-х гг., архитектор С.А. Торопов) выходит на парадный двор и соединён галереями со строго симметричными одноэтажными деревянными флигелями с шестиколонными портиками (1814—15, архитектор И.Д. Жилярди; западный флигель восстановлен после пожара 1915 в кирпиче в 1952—53). В Померанцевой оранжерее (конец XVIII в.; 1811—15, архитектор И.Д. Жилярди) сохранились украшенная многофигурным барельефным фризом монументальная колонная лоджия в среднем ризалите, шатровая форма восьмигранного центрального зала с пальмовидными колоннами и росписями. Церковь Влахернской Богоматери (1759—62, И.П. Жеребцов, возможно, по проекту С.И. Чевакинского) в 1794—98 перестроена Р.Р. Казаковым в строгих формах зрелого классицизма, с тосканскими портиками и круглым световым барабаном с главкой-бельведером. Египетский павильон (1813—15, предположительно, архитектор А.Н. Воронихин) выстроен с использованием характерных для ампира массивных, стилизованных египетских форм. В комплекс служебного двора входят постройки эпох классицизма (двухэтажные корпуса, 1808—12, в настоящее время объединены) и ампира (деревянные здания людских, погреб и т.д., 1830-е гг.).
В парке архитекторы семьи Жилярди создали несколько самостоятельных архитектурных ансамблей. В Верхнем парке — Скотный двор в формах неоготики (ферма, А.О. Жилярди, 1836—38; в 1869 реконструирована для нужд земской больницы). Комплекс Конного двора (1819—23, Д.И. Жилярди, при участии А.Г. Григорьева) отличается эффектной объёмно-пространственной композицией: объединяет расположенные П-образно корпуса конюшен и сараев со стоящим в центре деревянным Музыкальным павильоном, главным выразительным мотивом которого является монументальная арка в центре, с вписанной в неё дорической колоннадой и венчающей её скульптурной группой; широкую лестницу фланкировали бронзовые статуи укротителей коней (скульптор П.К. Клодт; установлены в 1841); после пожара в 1978 Музыкальный павильон восстановлен заново. Ансамбль «Слободки» включает классицистические и ампирные постройки, группирующиеся вокруг двухэтажных кирпичных корпусов (1827—30, Д.И. и А.О. Жилярди) в пространстве окружённого глухой оградой двора: Ванный домик (мыльня, 1816—17, Д.И. Жилярди), Птичник (1805—06, Еготов; перестроен в 1820-х гг., Д.И. Жилярди). Группа «Садоводство» состоит из целого ряда ампирных строений, в том числе здание фруктовой оранжереи с купольным завершением, деревянный флигель с мезонином для садовника (1831; перестроен в 1851, М.Д. Быковский). Поздние постройки усадьбы — каменный мост (1847—48) и дом на плотине (1843—44) спроектированы Быковским в духе ранней эклектики.