Крепостные театры
-
Четверг, 22 мая 2008
Крепостные театры вид частного театра, труппа которого создавалась помещиками из крепостных крестьян. Крепостной театр получил распространение в XVIII в. и просуществовал вплоть до отмены крепостного права (1861). Несмотря на многие трагические страницы (насилие над личностью, барские прихоти, гаремность, произвол), крепостной театр сыграл важную роль в становлении и развитии русской театральной культуры. В театрах крупных помещиков будущих артистов обучали не только декламации, музыке, пению и танцам, но и грамоте, иностранным языкам. Крепостные театры создавались в городских и загородных усадьбах (в 1780—90-х гг. в Москве и Подмосковье существовало свыше 20 домашних театров); в XVIII — первой половине XIX вв. насчитывалось свыше 170 крепостных театров, из них в Москве — 53. Здесь действовали театры С.С. Апраксина, Г.И. Бабакова, Н.А. и В.А. Всеволожских, П.М. Волконского, Л.К. Нарышкина, Н.И. Одоевского, Д.Е. и А.Е. Столыпиных, А.И. Давыдова, Н.Н. Демидова, И.А. Дурасова, И.К. Замятина, В.Г. Орлова, С.М. Ржевского, А.С. Степанова, П.А. Познякова, Д.И. и Н.Н. Трубецких, Н.Г. и Б.Г. Шаховских и др. Столичные и усадебные театры нередко носили почти профессиональный характер. Они располагали специальными зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, квалифицированным штатом крепостных актёров драмы, оперы и балета.
Одним из первых и самым известным крепостным театром был театр графов Шереметевых. С конца 1770-х гг. он находился в Москве на Никольской улице, затем в подмосковной усадьбе П.Б. Шереметева в Кускове. Здесь были сооружены три театра — «воздушный» (на открытом воздухе), Малый и Большой. Особого расцвета этот театр достиг, когда его владельцем стал сын П.Б. Шереметева — Н.П. Шереметев. Большой любитель и знаток театрального искусства, он организовал обучение крепостных сценическому искусству, пригласив для этого видных московских актёров: П.А. Плавильщикова, Я.Е. Шушерина, С.Н. Сандунова, И.Ф. Лапина. В начале 1790-х гг. Шереметев перевёл свой театр из Кускова в Останкино, где был отстроен новый театр-дворец. Главная достопримечательность Останкинского театра — сохранившееся доныне двухэтажное машинное отделение, с помощью которого производились сложные сценические иллюзии, а также превращение самого театра в «воксал» (зал для балов и банкетов). Руководил труппой, надзирал за обучением крепостных, занимался переводами-переделками пьес «библиотекарь его сиятельства» В.Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с графом за границей. В репертуар театра входило свыше 100 произведений; основная часть их составляли комические оперы, а также комедии, драмы, оперы и балеты. Среди них произведения К.В. Глюка («Эхо и Нарцисс»), А. Гретри («Самнитские браки»), Дж. Паизиелло («Инфанта Заморы»), а также русских композиторов Е.И. Фомина («Анюта», «Новогородский богатырь Болеславович»), М.А. Матинского («Санкт-Петербургский гостиный двор»), В.А. Пашкевича («Февей»), О.А. Козловского («Взятие Измаила») и др. Ставились также комедии А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николаева. Декорации писали выдающиеся декораторы П. Гонзаго, Ф. Гильфердинг, а также талантливые крепостные живописцы. В труппу театра и его оркестр входило более 200 человек. Имена многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Среди них композиторы и музыканты С.А. Дегтярёв, Г.Я. Ломакин, инструментальный мастер («русский Страдивари») И.А. Батов, актрисы Т.В. Гранатова, П.И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой Н.П. Шереметева).
К числу выдающихся крепостных театров принадлежали также театр князя Н.Б. Юсупова в подмосковной усадьбе Архангельское, театр П.А. Познякова (в Леонтьевском переулке). В театре Познякова ставились пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Скотти). Актёров обучали С.Н. и Е.С. Сандуновы. Одной из лучших актрис театра была Любочинская.
Из крепостных актёров вышли многие прославленные мастера русской сцены. Среди них реформатор русской сцены М.С. Щепкин.