Джаз
-
Воскресенье, 18 мая 2008
Джаз Впервые джаз прозвучал в Москве 1 октября 1922 в зале только что открытого Государственного института театральных искусств (ГИТИС); играл «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд», собранный поэтом и танцовщиком В.Я. Парнахом, который привёз из Парижа набор необходимых инструментов (банджо, саксофоны, ударные и шумовые). Оркестр Парнаха был приглашён В.Э. Мейерхольдом для звукового оформления спектакля «Трест Д.Е.». Столицу охватило увлечение джазом, которое разделяли и представители руководства страны (К.Б. Радек, позднее К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович). В 1926 в здании Мюзик-холла с огромным успехом давали концерты негритянский оркестр С. Вудинга с джаз-ревю «Шоколадные ребята», в кинотеатре «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком») — секстет Ф. Уитерса с выдающимся саксофонистом С. Беше. В Москве возникли джаз-оркестры А.Н. Цфасмана — АМА-джаз (1927) и А.В. Варламова (1933), здесь гастролировали ленинградские коллективы Г.В. Ландсберга (1929), Л.О. Утёсова и Я.Б. Скоморовского, харьковский — Б.Б. Ренского. В Москве гастролировали, а иногда и оставались на постоянное жительство многие зарубежные мастера этого жанра: негритянская певица Ц. Коул, чешский барабанщик Л. Олах, американский чечёточник Г. Скотт.
В 30-х гг. джаз считался идейно-прогрессивным искусством «пролетарского происхождения», джаз-оркестры приглашались в Кремль; «Мосфильм» снимал картины с участием джаз-оркестров («Весёлые ребята», «Цирк», «Девушка спешит на свидание»). В 1936 в Москве был учреждён Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением В.Н. Кнушевицкого. Возникли Госджаз железнодорожников под управлением Д.Я. Покрасса, джаз-оркестр Радиокомитета, которым руководили последовательно Варламов и Цфасман. Популярными жанрами стали джазовая чечётка и вокальный ансамбль (от трио до квинтета), названный «джаз-гол». После 1939 в новых границах страны оказались польские джаз-оркестры Г. Варса, Е. Петерсбургского, интернациональный джаз-оркестр под руководством трубача Э.И. Рознера (ставший Госджазом Белорусской ССР), который произвёл в Москве фурор. В 30-х гг. в столице успешно выступали и другие зарубежные коллективы: «Вайнтрауб Синкопейторс» (Германия), джаз-оркестры А. Циглера (Чехословакия), М. Берга (Швеция).
Во время Великой Отечественной войны Варламов создал в Москве «Мелоди-оркестр» (с группой смычковых). Джаз-оркестры участвовали в концертных программах для фронта и тыла со злободневными джазовыми куплетами, осуществлялся обмен нотами и грамзаписями с США. В День Победы, 9 мая 1945, джаз-оркестр Утёсова выступал на площади Свердлова (ныне Театральная площадь).
В послевоенный период джаз попал в разряд «гонимых» жанров, однако в Москве он продолжал существовать; музыканты ежедневно сходились «на бирже» — участке тротуара на улице Неглинке или на Китайском проезде, куда приходили представители организаций, желающие устроить танцы под джаз. Некоронованными королями этой своеобразной среды были саксофонист Л. Геллер, трубач Г.П. Гутман, пианист М.Х. Генерсон и др.
С началом «оттепели», в середине 50-х гг., появились новые оркестры, показавшие свежие приёмы стиля свинг. Образцами для подражания стали перебравшийся из Шанхая оркестр О.Л. Лундстрема и обновлённый оркестр Рознера, возвратившегося из заключения. После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) началось интенсивное становление современных форм импровизационного ансамблевого джаза. Новыми кумирами стали оркестр Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) под управлением Ю.С. Саульского и «Восьмёрка ЦДРИ» под управлением Г.А. Гараняна. В 1960 концертом Нью-Йоркского джаз-квартета открылся Московский джаз-клуб в ДК «Энергетик» (Раушская набережная); с 1962 джаз появился в молодёжных кафе — «Аэлита», «Молодёжное», «Синяя птица»; в «Молодёжном» был проведён I Московский джаз-фестиваль, лауреатами которого стали пианист В.П. Сакун, трубач А.Е. Товмосян, гитарист Н.Н. Громин, саксофонист А.С. Козлов, контрабасист И.С. Берукштис, барабанщик В.Ю. Буланов. Московские джаз-фестивали 1965—68 выявили многих мастеров джаза, среди них — трубачи В.П. Грачёв, Г.К. Лукьянов, В.Д. Пономарёв; саксофонисты А.Н. Зубов, В. Сермакашев, В.Е. Клейнот, А.И. Пищиков, Ю.Н. Чугунов, М.М. Цуриченко; тромбонисты К.И. Бахолдин, А. Шабашов; пианисты Б.Н. Рычков, В.А. Прудовский, И.М. Бриль, Б.М. Фрумкин, В.Н. Данилин; вибрафонист Л.М. Гарин; гитарист А.А. Кузнецов; контрабасисты А.А. Егоров, А.В. Соболев, А.Г. Сатановский; барабанщики А.Б. Гореткин, В.Н. Журавский, В. Багирян. В 1967 был открыт Джаз-клуб МВТУ, проводивший знаменитые «Джазовые посиделки». Значительными событиями в жизни Москвы стали гастроли ведущих американских оркестров — Дюка Эллингтона (1971), Т. Джонса и М. Люиса (1972). В 1977 была проведена аттестация нескольких концертных ансамблей современного джаза — трио Л.А. Чижика, «Арсенала» Козлова, септета Бриля, «Каданса» Г.К. Лукьянова, «Аллегро» Н.Я. Левиновского. Со второй половины 80-х гг. джаз обрёл полную творческую и организационную свободу. На 1996 он представлен в Москве главным образом небольшими ансамблями, которые выступают на сценах ресторанов, клубов, казино, отелей, баров и артистических кафе, ЦДРИ, Дома художника, Дома кино, Дома композиторов, в салоне «Аккорд»; нередки джазовые концерты в Концертном зале имени П.И. Чайковского и залах Московской консерватории. Выступления и «джем-сешн» регулярно проводятся в «Джаз Арт Клубе» А.Л. Эйдельмана (Беговая улица, 5). Джазовое образование в Москве музыканты получают в Российской академии музыки имени Гнесиных.
С 1991 функционирует Международная джазовая ассоциация (ныне Международный джаз-ангажемент; президент Ю.С. Саульский).