Дворец Советов
-
Воскресенье, 18 мая 2008
Дворец Советов проектировался в 1931—33 и 1957—59. Идея сооружения комплекса возникла в 1922 на I съезде Советов СССР. В 1930—50-х гг. она всячески пропагандировалась, приобретя символический смысл выражения государственной, политической и идейной мощи, создания «архитектурного памятника эпохи», что обусловило глобальность и грандиозный масштаб задач, широкий размах подготовительных работ, вовлечение в этот процесс многих крупнейших зодчих, представителей разных архитектурных направлений. В 1931 был сформирован специальный правительственный орган — Совет строительства, при нём в 1933 — Постоянное архитектурно-техническое совещание, в которое вошли М. Горький, И.Э. Грабарь, А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский и др. В 1931 прошли Предварительный и Всесоюзный открытый конкурсы, на которых архитекторы были призваны воплотить образ «трибуны трибун», «пролетарского чуда», «всесоюзной вышки, откуда ...мощным кличем не раз на весь мир прогремит наших слов динамит» (Демьян Бедный). Среди представленных на второй тур 160 проектов (из них 24 — зарубежных архитекторов, в том числе Ле Корбюзье) наряду с многочисленными работами в духе конструктивизма присутствовали и были отмечены высшими премиями проект, ориентировавшийся на освоение и развитие классического наследия (И.В. Жолтовский и др.), и решение, отличавшееся монолитностью монументальной объёмно-пространственной композиции (Б.М. Иофан). При дальнейшем уточнении задач строительства предполагалось, что здание не только впишется в окружающую городскую среду, но будет доминировать в ней своей смелой высотной композицией, в которой предполагалось в едином архитектурном объёме, окружённом открытой площадью для шествий и демонстраций, соединить большой зал заседаний округлой формы на 15 тыс. мест и группы малых залов. Под сооружение отводился участок поблизости от Кремля, в границах набережной Москвы-реки, Соймоновского проезда, улиц Волхонки и Ленивки; центр участка занимал храм Христа Спасителя, снесённый в 1931. В результате третьего тура конкурса в 1932 (участвовало 15 бригад архитекторов) и четвёртого в 1933 (5 бригад) Совет строительства принял за основу проект Иофана, предложившего вариант с широкой 3-ярусной башней, акцентированной динамичными вертикальными пилонами-рёбрами и увенчанной статуей «Освобождённого пролетария», и привлёк к разработке окончательного варианта архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. В 1934 было решено сооружать Дворец Советов как грандиозное здание-пьедестал (высотой 415 м, общий объём 7500 тыс. м3) для статуи В.И. Ленина (высотой 80 м), что повлекло за собой увеличение числа ярусов до 5 и сделало проект трудно реализуемым. В 1937 начались работы, ставшие до 1941 «стройкой века»: были вырыты гигантские котлованы, заложены железобетонные кольца, для возведения каркаса Дворца Советов была использована высокопрочная хромомедистая сталь, способная выдерживать колоссальные нагрузки (использовалась также и при строительстве московских мостов). Строительство Дворца Советов было прервано Великой Отечественной войной, и в дальнейшем проект не был реализован, хотя оказал значительное влияние на развитие архитектуры 1930-х — начала 1950-х гг. В 1958—60 котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».
В 1957—59 проводился конкурс на проект нового Дворца Советов на Воробьёвых горах, в процессе которого были отвергнуты идеи высотности, символической «перегруженности» архитектурной формы, вырабатывались монументальные, но рациональные и конструктивно-строгие решения, с усилением выразительной роли простых геометрически ясных объёмов и использованием новейших технических средств — большепролётных конструкций, сборного железобетонного каркаса, стекла и стеклопластика для целостного и пространственного решения интерьеров; среди победителей этого конкурса — творческий коллектив под руководством М.Г. Бархина, Я.Б. Белопольского, Л.Н. Павлова, И.И. Ловейко.