«Братья Пате»
-
Пятница, 23 мая 2008
«Братья Пате» Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов, одна из крупнейших в России фирм, занимавшихся производством фильмов и их прокатом, продажей кино- и фоноаппаратуры. Учреждена во Франции в 1897, ответственное агентство в России открыто в 1909 в Москве на Тверской улице (на месте современного д. 12), директорами агентства последовательно были Э. Ош, М. де Сотер, Инфруа. Основной капитал агентства в России 1 млн. франков.
В 1900-х гг. представитель фирмы Рихард Якоб приехал в Москву. В 1904 в Москву прибыли операторы-хроникёры К. Ганзен и Гудзон, в 1906 — Ж. Мейер и Топпи. Кроме осуществления собственных киносъёмок братья Пате покупали хроникальные материалы у российских кинооператоров, тиражировали их и продавали для проката в России и за рубежом. В 1905 (по другим данным, в 1904) в Москве в Газетном переулке открыт магазин по продаже фонографов и киноаппаратуры. Спрос на продукцию позволил довольно быстро расширить дело и открыть отдел «Синема» на Тверской улице. Кроме торговли аппаратурой большое место в деятельности французской фирмы заняло создание документальных фильмов. Операторам фирмы удалось запечатлеть похороны Н.Э. Баумана (операторы Ганзен и Гудзон, плёнка конфискована), похороны Л.Н. Толстого. В 1908 фирма создала в России свой первый собственный документальный фильм «Донские казаки» (135 м), запечатлевший сцены джигитовки, рубки лозы. Лента имела огромный успех в стране, в течение 2 недель был распродан невиданный по тем временам тираж в 219 копий. В дальнейшем производство хроникальных фильмов и снабжение ими проката стали важнейшей стороной деятельности Пате в России. С 1908 фирма развивала прокат художественных фильмов, первоначально зарубежных. К 1910 она контролировала до 75% российского кинорынка. В 1909 агентство Пате в Москве приступило к массовому производству художественных фильмов. В 1912 в переоборудованном гараже на Петербургском шоссе за Тверской заставой (в районе современной площади Белорусского вокзала) создана собственная фабрика фильмов. В 1909—13 выпущено около 50 игровых лент, в них преобладала русская тематика. Конкуренция со стороны других фирм заставляла Пате искать пути поддержания своего авторитета. В противовес картине из жизни насекомых В.А. Старевича (фирма А.А. Ханжонкова), снятой методом объёмной мультипликации, Пате выпустили свою ленту «Война зверей. XX век» (1912) с участием питомцев А.Л. Дурова. Однако острая конкуренция не помешала совместно с Ханжонковым выпустить фильм к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812. Фирма осуществляла новаторские по тем временам проекты: в 1908 выпущена первая цветная (раскрашенная от руки) лента «Ухарь-купец», в 1913 под названием «Вакханалия» на экран вышли балетные сцены из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила» с участием Е.В. Гельцер. В качестве новаций кинопроизводства распространялись «поющие фильмы», представлявшие собой киноматериалы в комплекте с граммофонными записями. В 1912 предприятие Пате осуществило экранизацию пьес А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» с В.Н. Пашенной в главных ролях. Сотрудниками Пате в разное время были художник А.А. Уткин, один из крупнейших отечественных режиссёров В.М. Гончаров, художник и оператор Е.Ф. Бауэр, художник Ч. Сабинский, считавшийся одним из изобретателей фундуса (разборных декораций). Значительные средства тратились на рекламу. В 1910—14 в Москве издавался еженедельный журнал «Синема-Пате», где печатались сценарии, иллюстрированные кадрами из фильмов. Для рекламы киноаппаратов и другой подобной продукции рассылались каталоги, роскошно отпечатанные в типографии А.А. Левенсона (см. Товарищество А.А. Левенсон). В 1913 фирма прекратила производство художественных фильмов, продав своё дело торговому дому «Тиман и Рейнгардт». В августе 1919 декретом СНК вся кинематографическая промышленность России национализирована.