Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

София - столица Болгарии - ФотографииСофия - столица и крупнейший город Болгарии - расположена на южной окраине Софийской котловины у…

Балет

Балет Первый балетный спектакль в Москве — «Балет об Орфее и Евридике» поставлен в 1673 (или 1675) шведом Н. Лимом. В 1773 при московском Воспитательном доме было открыто балетное отделение. Наряду с выступавшими в Москве с середины XVIII в. иностранными антрепризами к концу века получили развитие балетные труппы из крепостных в подмосковных усадьбах, в частности графов Шереметевых (Кусково, Останкино), где известность получила танцовщица Т.В. Гранатова. В 1776 была основана антреприза П.В. Урусова и М.Г. Медокса (от которой ведёт свою историю труппа Большого театра), выступавшая с 1780 в Петровском театре. Здесь образовалась балетная труппа, куда вошли выпускники Воспитательного дома и артисты крепостных театров, шли балеты балетмейстеров Л. Парадизи, Ф. Морелли, Дж. Соломони и др. Особенной любовью зрителей пользовались танцевальные комедии и жанровые балеты. Большое значение для развития балета в Москве имел приход в 1812 балетмейстера А.П. Глушковского. Он и работавшие в Москве И.М. Аблец и И.К. Лобанов поставили после победы России в Отечественной войне 1812 большое число патриотических дивертисментов с русскими плясками, а Глушковский — первый балет на сюжет А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (музыка Ф.Е. Шольца, 1821) и перенесённые из Петербурга балеты Ш.Л. Дидло, в том числе «Кавказский пленник» (музыка К.А. Кавоса, 1827). Наибольшей известностью пользовались танцовщицы Т.И. Глушковская и А.И. Воронина-Иванова. В 1825 на месте сгоревшего Петровского театра был открыт Большой театр. До 1839 его балетную труппу возглавляла Ф. Гюллень-Сор. В 1830—50-х гг. московский балет развивался в русле романтизма. В Большом театре шли перенесённые из Парижа спектакли балетмейстеров Ф. Тальони («Сильфида», музыка Ж. Шнейцхоффера; «Дева Дуная», музыка А. Адана), «Жизель» Ж. Перро и Ж. Коралли (музыка Адана); «Эсмеральда» Перро (музыка Ц. Пуни) с участием гастролировавшей в Москве. знаменитой балерины Ф. Эльслер (1850). На московской сцене выступали в 1820—30-х гг. Д.С. Лопухина, Т.С. Карпакова, К.Ф. Богданова; в 1830—40-х гг. прославились замечат. лирическая балерина Е.А. Санковская, которую В.Г. Белинский назвал «душой московского балета», и её партнёр Т. Герино. К середине XIX в. труппа Большого театра уже имела свои традиции. Здесь издавна тяготели к жанровости, комедийности, бытовой и народной характерности. Отсюда успех комедийных и драматических балетов, включающих обязательно характерные танцы. Это «Конёк-Горбунок» Пуни, перенесённый из Петербурга балетмейстером А. Сен-Леоном (1866); «Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю.Г. Гербера в постановке С.П. Соколова (1867); «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса в постановке М.И. Петипа (1869). Однако на протяжении 1870—90-х гг. нарастал кризис внутри балета Большого театра, достигший апогея в 1880-х гг., когда ставился даже вопрос о ликвидации труппы. Это было вызвано отчасти неумелым руководством (балетмейстеры В. Рейзингер, И. Гансен, И. Мендес, А.Н. Богданов), отчасти тем, что развитие балетного театра в России в конце XIX в. шло не тем путём, который был близок московскому театру. В это время развивалась техника классического танца, складывался академический балет Петипа с его масштабными классическими ансамблями. Петербургские спектакли Петипа (в частности, на музыку П.И. Чайковского и А.К. Глазунова) рано или поздно переносились в Москву, но ни московская постановка «Лебединого озера» (1877, балетмейстер Рейзингер), ни спектакли, осуществлённые другими московскими балетмейстерами в 1870—90-х гг., не сохранились в репертуаре. Несмотря на это, труппа Большого театра была по-прежнему богата талантливыми артистами: в 1860—70-х гг. — П.П. Лебедева, О.Н. Николаева, А.И. Собещанская, П.М. Карпакова, Соколов, мимические артисты В. Ваннер, Ф.А. Рейнсгаузен; в 1880—90-х гг. — Л.Н. Гейтен, В.Ф. Гельцер, семьи Домашевых, Ермоловых, Манохиных; на рубеже XIX и XX вв. — Л.А. Рославлева, А.А. Джури. Новый этап в развитии московского балета начался с приходом в начале XX в. в Большой театр балетмейстера А.А. Горского. Он создал новые редакции классических балетов («Дон Кихот», 1900, и др.), поставил спектакли «Дочь Гудулы» А.Ю. Симона (1902), «Саламбо» А.Ф. Арендса (1910), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913) и др. Реформаторские идеи Горского — стремление обогатить балет достижениями современного драматического театра, внимание к изобразительной стороне спектакля, в особенности его отказ от канонической структуры академического балета, — были поддержаны молодой частью труппы театра (А.М. Балашова, В.А. Каралли, С.В. Фёдорова, М.М. Мордкин, Л.Л. Новиков, В.А. Рябцев и др.), но не премьерами труппы — Е.В. Гельцер и В.Д. Тихомировым (хотя Гельцер успешно выступила в таких его спектаклях, как «Саламбо», новая редакция «Корсара» Адана и др.). В первое десятилетие после Октябрьской революции с огромным успехом шли балеты «Щелкунчик» Чайковского (балетмейстер Горский, 1919), в новых редакциях «Лебединое озеро» (для работы над спектаклем Горским был привлечён Вл.И. Немирович-Данченко, 1920), «Эсмеральда» Пуни и Р.М. Глиэра (балетмейстер Тихомиров, 1926). В 1925 К.Я. Голейзовский поставил новаторский как в отношении структуры, так и танц. лексики балет «Иосиф Прекрасный» С.Н. Василенко. Однако наибольшим зрительским успехом пользовался «Красный мак» Глиэра (балетмейстеры Тихомиров и Л.А. Лащилин, 1927). В 1920-х гг. в Москве работали и другие хореографические коллективы: студии А. Дункан, В.В. Майи, И.С. Чернецкой, Л.Н. Алексеевой, Л.И. Лукина; «Московский камерный балет» Голейзовского, «Драмбалет» Н.С. Греминой, в начале 1930-х гг. — «Остров танца», в 1929 — «Московский художественный балет», возглавляемый до 1939 Кригер, который в 1939 вошёл в состав Музыкального театра имени Вл.И. Немировича-Данченко (с 1941 Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). В 1930-х гг. на судьбе балета Большого театра отразилась государственная политика, проводимая в отношении Москвы как столицы СССР. Сюда стали переводить ведущих ленинградских танцовщиков — М.Т. Семёнову, А.Н. Ермолаева, П.А. Гусева и др., педагогов, переносить лучшие спектакли, например, балеты Б.В. Асафьева «Пламя Парижа» (в постановке В.И. Вайнонена, 1933) и «Бахчисарайский фонтан» (в постановке Р.В. Захарова, 1936). Захаров возглавлял труппу в 1936—39, осуществив ещё ряд постановок, и постепенно спектакли московских хореографов (например, «Три толстяка» В.А. Оранского в постановке И.А. Моисеева), работы А.И. Радунского, Н.М. Попко и Л.И. Поспехина вытеснялись из репертуара. В этот период ведущими танцовщиками были также О.В. Лепешинская, А.М. Мессерер, М.М. Габович. Спектакли оформляли художники В.В. Дмитриев, П.В. Вильямс, Б.И. Волков и др. Ведущим дирижёром балетного театра был Ю.Ф. Файер. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в конце 1930-х гг. балеты ставили Н.С. Холфин и В.П. Бурмейстер, который продолжал возглавлять труппу до конца 1960-х гг. Ведущими артистами были М.С. Сорокина, А.А. Клейн, И.В. Курилов, в 50 — 60-х гг. — В.Т. Бовт, Э.Е. Власова и др. В годы Великой Отечественной войны часть труппы Большого театра была эвакуирована в г. Куйбышев, часть — давала спектакли в филиале. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, оставшийся в Москве, показал нескольких премьер, из которых особое значение имел балет «Лола» Василенко в постановке Бурмейстера (1943). Бригады артистов Москвы неоднократно выезжали на фронт. В 1944 в Большой театр перешли из Ленинграда Г.С. Уланова и Л.М. Лавровский, возглавлявший труппу до 1964 (с перерывами). Наиболее значительным спектаклем послевоенного десятилетия был перенесённый из Ленинграда балет С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский, 1946). Ряд постановок осуществил Захаров («Золушка» Прокофьева, 1945; «Медный всадник» Глиэра, 1949). Однако к этому времени становилось всё более очевидным, что балет Большого театра, как и весь советский балетный театр, нуждается в реформах, что на смену драматическим, малотанцевальным постановкам Захарова и Лавровского должны прийти спектакли, где главным выразительным средством должен быть танец. Это стало особенно очевидно после того, как с конца 1950-х гг. в Советский Союз стали приезжать балетные труппы из Европы и Америки, многие из которых выступали на сцене Большого театра. Первые новаторские постановки были осуществлены в Ленинграде Ю.Н. Григоровичем и вскоре перенесены в Большой театр («Каменный цветок» Прокофьева, 1959; «Легенда о любви» А.Д. Меликова, 1965). Труппа Большого театра выдвинула и своих хореографов, предлагавших новые решения, стремившихся к обогащению языка танца («Геологи» Н.Н. Каретникова, 1964, и «Весна священная» И.Ф. Стравинского, 1965, — в постановке Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василёва). В 1960-х гг. в Большой театр вернулся и Голейзовский («Лейли и Меджнун» С.А. Баласаняна, 1964). В 1964 Григорович возглавил балетную труппу театра. Его наиболее значительными постановками были «Спартак» А.И. Хачатуряна (1968), новые редакции балетов Чайковского «Щелкунчик» (1966), «Лебединое озеро» (1969), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева в аранжировке М.И. Чулаки (1975). Григорович сохранил традиции сюжетного многоактного балета, но отрицал сосуществование в одном спектакле танца классического и характерного, а также танца и пантомимы, добиваясь единого хореографического языка. Его балетам свойственны динамизм, монументальность, парадная зрелищность. Большое место в них занимает мужской танец, что в традициях московского балета с тех пор, как в начале XX в. ведущим танцовщиком и педагогом был Тихомиров. В то же время за годы, пока в Большом театре основу репертуара составляли балеты Григоровича и его редакции классических балетов, была утеряна культура характерного танца и мимической игры, составляющие одну из особенностей московской школы. В 1960—80-х гг. ряд спектаклей в Большом театре был поставлен для М.М. Плисецкой («Кармен-сюита» Ж. Бизе—Р.К. Щедрина, балетмейстер А. Алонсо, 1967) и ею самой; балеты Щедрина — «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). В качестве балетмейстера выступил и В.В. Васильев («Икар» С.М. Слонимского, 1971 и 1976; «Макбет» К.В. Молчанова, 1980). Ведущие танцовщики этого периода: Плисецкая, Р.С. Стручкова, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова, Н.В. Тимофеева, Н.И. Сорокина, Н.В. Павлова, Л.И. Семеняка, А.А. Михальченко, Ю.Т. Жданов, Н.Б. Фадеечев, Васильев, М.Л. Лавровский, Ю.К. Владимиров, М.Э. Лиепа, В.М. Гордеев. В 80—90-х гг.: Н.Г. Ананиашвили, Н.А. Грачёва, Г.О. Степаненко, А.М. Лиепа, И.Д. Мухамедов, Г.Л. Таранда, А.Ю. Ветров, Ю.В. Клевцов, А.Н. Фадеечев и др. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 1971—84 труппой руководил А.В. Чичинадзе, с 1985 — Д.А. Брянцев, поставивший балеты: «Оптимистическая трагедия» М.Б. Броннера (1985), «Отелло» А.Д. Мачавариани (1994), «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена (1995) и др. В 70—90-х гг. ведущие артисты этого театра: М.С. Дроздова, Г.Н. Крапивина, С.В. Цой, Т.А. Чернобровкина, Л.В. Шипулина, Ю.В. Григорьев, В.Н. Кириллов, М.В. Крапивин, В.В. Лантратов, В.С. Тедеев и др. Интенсивный подъём балетного искусства в СССР в 60—70-х гг. приостановился в 80-х гг., что особенно заметно на примере Большого театра, где труппа жила старыми достижениями, потеряла многих артистов, уехавших за границу. В 1995 Григорович ушёл с поста руководителя балетной труппы, художественным руководителем Большого театра был назначен Васильев, а балетную труппу возглавил Гордеев. Несмотря на трудности, переживаемые академическими музыкальными театрами Москвы, особенно труппой Большого театра, балет и профессиональный танец на московской сцене в 80—90-х гг. развиваются разнообразно и интересно. Увеличилось число балетных трупп, независимых от оперно-балетных театров: Государственный театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василёва, «Балет Кремлёвского Дворца съездов» (А.Б. Петров), Московский государственный театр «Русский балет» (Гордеев) и др. Появились студии свободного танца, многие из которых стремятся после почти полувекового перерыва продолжить начатое в 1920-х гг. Велик интерес к формам танца, получившим развитие за рубежом, таким, как танец модерн, джаз-танец и др., к импровизации в области танца. Работают ансамбли народного танца (в частности, Ансамбль под руководством Моисеева, ансамбль «Берёзка» и др.). Артистов балета продолжает готовить Московское хореографическое училище, ведущее начало от балетных классов, созданных в XVIII в. и на протяжении всех прошлых столетий воспитавших московских балетных артистов, но, кроме него, возникло несколько частных балетных школ. С 1969 в Москве проводится один раз в 4 года Международный конкурс артистов балета.

Азия - Столицы и города

Иерусалим - Израиль - Фото - ДостопримечательностиИерусалим - столица Израиля с населением около 544000 жителей. Еврейское слово "иерушалаим" означает…

Счетчики

Яндекс.Метрика

Культурные центры, достопримечательности Москвы

Узнайте больше об уникальных и известных архитектурных сооружениях Москвы - от исторических зданий до современных шедевров, впечатляющих своей красотой и…

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

Глуховского дом (набережная Адмирала Лазарева, 10), памятник архитектуры классицизма.

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Асафьев Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884—1949), музыковед и композитор, академик (1943), народный артист СССР (1946).