Некрасов Николай Алексеевич
-
Воскресенье, 04 мая 2008
Некрасов Николай Алексеевич (1821—1877), поэт. В Петербург приехал в 1838 поступать в университет (в 1839—40 числился вольнослушателем) вопреки желанию отца, лишившего его материальной поддержки. Начальный период жизни в Петербурге отмечен скитаниями по петербургским углам (сменил множество адресов, в том числе Свечной переулок 12/20, Разъезжая улица, 24), поисками литературного заработка. Первый сборник стихов «Мечты и звуки», изданный Н. в Петербурге в 1840 на собственные средства, успеха не имел, подвергся резкой критике В. Г. Белинского, с которым Н. сблизился позже, в 1842—43, в период сотрудничества в «Отечественных записках». Во многих стихотворных фельетонах, рассказах, водевилях Н. начала 40 х гг. отразились его личные впечатления от Петербурга — большого города, увиденного глазами провинциала. В дальнейшем тема города, столь значимая в поэзии Н., воплотилась в образе Петербурга, не всегда названного, но всегда узнаваемого. В 1845—46 Н. жил в Поварском переулке, 13, на набережной р. Фонтанки, 19. В балагурно-водевильном тоне стихотворения «Провинциальный подьячий в Петербурге», «Говорун. Записки петербургского жителя А. Ф. Белопяткина» и др. звучали сатирические нотки в обрисовке типа петербургского обывателя-чиновника, быстро постигающего науку угождать начальству и обходить законы. На обширном бытовом и культурном, в том числе петербургском, фоне развиваются события в автобиографическом романе Н. «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843—45). Отрывок из этого романа «Петербургские углы» вместе со стихотворением «Чиновник» вошли в задуманный и изданный Н. при поддержке Белинского сборник «Физиология Петербурга» (части 1—2, Петербург, 1845); под редакцией Н. вышли также «Петербургский сборник», альмонах «Первое апреля» (оба 1846). В этих изданиях (среди участников — И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, Е. П. Гребёнка, И. И. Панаев, В. Н. Даль), явившихся манифестом натуральной школы, получил концентрированное выражение замысел Н. — создать образ «низового» Петербурга, противостоящий официальному образу державной столицы. Петербург в творчестве Н. — средоточие резких социальных контрастов, город парадных фасадов, роскоши центральных проспектов и грязных задворок; город равнодушных вельмож, сановных взяточников, казнокрадов и «благонамеренных» чиновников «средней руки», одержимых страстью к наживе и чинам, с лицемерной ханжеской моралью; некрасовский Петербург — это и город пьяных мастеровых, униженного и нищего крепостного люда (стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек», «Вчерашний день, часу в шестом», «На улице», «Размышления у парадного подъезда», «О погоде», поэмы «Несчастные», «Современники»).
В 1847—66 Н. — редактор журнала «Современник»; вместе с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым превратил его в трибуну революционной демократии. Репутацию органа передовой общественно-политической мысли приобрёл и другой руководимый Н. (в 1868—77) журнал — «Отечественные записки»; здесь напечатаны и собственные стихи и поэмы Н., в том числе «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», частично «Кому на Руси жить хорошо».
Последняя петербургская квартира Н. — на Литейном проспекте, 36/2 (мемориальная доска), где он жил с 1857 вместе с Панаевым и А. Я. Панаевой (в 1847—64 — гражданская жена Н.), одновременно была редакцией «Современника» и местом дружеских собраний. Здесь на литературных обедах у Н. бывали Тургенев, И. А. Гончаров, П. В. Анненков, А. В. Дружинин, Григорович и многие др. литераторы. В 1946 в доме на Литейном проспекте открыт Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова, напротив, в сквере у дома 37, в 1922 установлен бюст Н. (скульптор В. В. Лишев).
Похороны Н. на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, П. В. Засодимский, Г. В. Плеханов и др. В 1881 на могиле установлен памятник (скульптор М. А. Чижов).