Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

город Монако - столица Монако - ФотоМонако, столица княжества Монако, делит небольшую территорию страны (1,95 км2) с двумя другими городами…

Мандельштам Осип Эмильевич

Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938), поэт. В Петербурге с 1897. Учился в Тенишевском училище (1900—07), в 1911—17 — на отделении романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета (не окончил). Семья часто переезжала, не задерживаясь на одном месте более года; в 1903—04 М. жил на Литейном проспекте, 15. В 1909—10 сблизился с Вяч. И. Ивановым. В 1911 вступил в созданный Н. С. Гумилёвым «Цех поэтов», став одной из центральных фигур акмеизма. Печатался в журнале «Аполлон» (активно с 1913), «Гиперборей». В 1913 в Петербурге вышла книга стихов «Камень», в 1922 — сборник «Tristia» («Книга скорбей», Петроград — Берлин). Петербург в поэзии М. 1910 х гг. представлен как своего рода античный акрополь, часть мирового культурного пространства со своим стройно организованным архитектурным обликом: постоянны упоминания петербургских памятников, площадей, арок, порталов, портиков, соборов и т. д. («Адмиралтейство», «На площадь выбежав», «Дев полуночных отвага», «В разноголосице девического хора»), и одновременно — как цитадель российской истории, державная «северная столица» с атрибутами императорской власти, «жёсткая порфира государства» («Петербургские строфы», «Дворцовая площадь», «Заснула чернь! Зияет площадь аркой»). С образом Петрограда связывал М. неизбежную для России «железную кару» (ср. статью М. «Кровавая мистерия 9 го января», 1922). Мотивы гибели, утраты, одиночества, настигающего нового петербургского обитателя (стыдящегося бедности послепушкинского Евгения — в «Петербургских строфах»), сопровождающие образ Петрограда во многих названных стихах, предельно усилены в стихотворениях 1916—20 сборника «Tristia» («Мне холодно. Прозрачная весна», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «На страшной высоте блуждающий огонь», «В Петербурге мы сойдёмся снова»), где именно в связи с Петроградом определяются свойственные дореволюционной лирике М. эсхатологические предчувствия. В «Tristia» возникает новый город — Петрополь, скорбный город мёртвых, над которым довлеет таинственный и трагический рок, — образ, рождённый восприятием свершающейся истории, потерей прежней памяти и «слова» (культуры). Здесь и в других стихах Петроград — обречённый город, символизирующий конец петербургского периода российской истории и несущий в себе неопределимую метафизическую вину (и расплату) за ход истории и цивилизации. Из стихотворений 30 х гг. Петербургу посвящены два стихотворения: «С миром державным я был лишь ребячески связан», где М. говорит о парадоксальной (Петроград в этом стихотворении — «самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый») и неотступной власти над его памятью дореволюционного Петербурга, и «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», в котором воссоздана трагическая атмосфера Ленинграда 30 х гг. — страх, память о погибших, ожидание ареста («Я на лестнице чёрной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок»). В прозаической автобиографическом произведении «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928; оба изданы в Ленинграде) М., по словам А. А. Ахматовой (с которой был дружен с начала 1910 х гг. до конца жизни, часто бывал у неё в «Фонтанном доме»), стал «последним бытописателем Петербурга», воссоздав яркий образ вещного и живого петербургского мира. В 1918 М. жил то в Петрограде, то в Москве; осенью 1920 вернулся в Петроград (до конца января 1921); жил в «Доме искусств». На квартире брата, где М., бывая в Петрограде (Ленинграде), неоднократно останавливался в 20 х гг. и где написал стихотворение «Я вернулся в мой город», в 1991 установлена мемориальная доска (8 я линия Васильевского острова, 31). Вместе с женой, Надеждой Яковлевной, с осени 1924 до конца 1925 жил на улице Герцена, 49, квартира 4, затем до 1927 (с перерывами) в Детском Селе (ныне г. Пушкин). В последний раз М. приезжал в Ленинград без разрешения властей из воронежской ссылки осенью 1937; в том же году был арестован в Москве. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Азия - Столицы и города

Ташкент - Узбекистан - Фото - ДостопримечательностиТашкент - столица Узбекистана и центр Ташкентской области - расположен на реке Чирчик неподалеку…

Счетчики


Культурные центры, достопримечательности Москвы

Синодальная типография Московская синодальная типографическая контора (Никольская улица, 15), крупнейшая московская типография, издававшая книги главным образом церковного содержания.

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

«Россия» (площадь Чернышевского, 11), гостиница.

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Капранов Виктор Павлович (1887—1930), профессор и государственный деятель.