Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

Фотографии достопримечательностей Греции - АфиныАттика, или Аттическая равнина, со всех сторон окружена горами: с запада это Эгалеос (465 м), с…

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841), поэт. Не окончив Московский университет, в августе 1832 Л. переехал в Петербург, а в ноябре того же года поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (помещалась в бывшем дворце И. Г. Чернышёва, находившемся на месте Мариинского дворца), из которой выпущен в 1834 корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк. Жил в Царском Селе, где стоял полк, но больше в Петербурге. В полку вёл себя вызывающе и неоднократно попадал под арест. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» — отклик на трагичную гибель А. С. Пушкина (рукопись широко расходилась в списках) — арестован и сослан на Кавказ. А. X. Бенкендорф в докладной императору Николаю I оценил стих, как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». В январе — феврале 1838 Л. в Петербурге проездом, встречался с В. А. Жуковским. С весны 1838 поэт в Петербурге: «прощённый по ходатайству бабушки» (Е. А. Арсеньевой), он снова определён в лейб-гвардейский Гусарский полк (формально с 1837). Л. — постоянный посетитель петербургских салонов Карамзиных, А. О. Смирновой-Россет, графа М. Ю. Виельгорского, А. Г. и И. С. Лаваль и др. великосветских собраний, раутов, вечеров. В это же время состоял участником так называемого кружка шестнадцати — оппозиционно настроенной аристократической молодёжи. С Петербургом связан расцвет лермонтовского таланта. В 1837 в «Современнике» он напечатал стихотворение «Бородино», а в «Отечественных записках» А. А. Краевского Л. — один из ведущих авторов: здесь в 1839—41 опубликованы «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Журналист, читатель и писатель», две «Молитвы», «Родина», «Завещание» и др. лучшие лирические стихи, а также поэмы. В Петербурге вышел единственный прижизненный, тщательно отобранный Л. сборник его «Стихотворений» (1840), созданы и напечатаны два издания романа «Герой нашего времени» (1840, 1841; отдельные новеллы также публиковались в «Отечественных записках»); здесь он закончил поэмы «Мцыри» и «Демон», работал над различными редакциями драмы «Маскарад», запрещёнными цензурой (опубликовано в Петербурге посмертно, в 1842; на сцене Александрийского театра поставлена лишь 25 февраля 1917 режиссер В. Э. Мейерхольд, оформление А. Я. Головина, музыка А. К. Глазунова). В феврале 1840 мечтавший об отставке Л. был арестован за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом (в Ордонансгаузе поэта посетил В. Г. Белинский, высоко оценивший поэзию и прозу Л. на страницах «Отечественных записок») и вторично сослан на Кавказ в армейский пехотный полк, участвовавший в «опасных делах»; выехал из Петербурга в начале мая. Последний раз Л. был в столице в отпуске — с начала февраля до середине апреля 1841 (11 апреля Л. получил предписание в 48 часов покинуть Петербург). Настойчивые хлопоты бабушки и Жуковского об отставке Л. были безуспешны. Появление опального поэта на балу графини А. К. Воронцовой-Дашковой (где бывали члены императорской фамилии) было сочтено неуместным и дерзким. В этот последний приезд Л. сблизился с В. Ф. Одоевским, С. Н. Карамзиной, Е. П. Ростопчиной. Образ Петербурга в творчестве Л. очерчен в границах традиционной для литературы XIX в. оппозиции: холодного, чопорного, официально-регламентированного Петербурга («Увы! как скучен этот город.../Закон сидит на лбу людей» — стихотворение «Примите дивное посланье»; см. также 6 ю строфу в поэме «Сашка», неоконченный роман «Княгиня Лиговская») и гостеприимной, хлебосольной, не стеснённой условностями «старушки Москвы». В соответствии с этой традицией Л. называл Петербург источником просвещения, «совершенно европейским городом и владыкой хорошего тона» («Княгиня Лиговская», глава 11), но вкладывал в это определение полемический оттенок. Иным предстаёт Петербург, увиденный из «вечности» — в кругозоре близкого его лирическому герою демонического персонажа: это великолепный, величественный город, полный скрытых «страшных» и «печальных тайн» («Сказка для детей», строфы 10—13). Особенно насыщен петербургскими приметами роман «Княгиня Лиговская» — своего рода «петербургская повесть» Л., где охарактеризована жизнь и столичной аристократии (с конкретными петербургскими адресатами — Невский проспект, улицы Миллионная, Вознесенская, Екатерининский канал), и бедного мелкочиновного дворянства, и простого люда (см. также неоконченная повесть «Штосе»). Предвосхищая приёмы натуральной школы, Л. описывал «петербургские углы» (район Обуховского моста, Столярный переулок — близ Кокушкина моста) — грязные, «угловатые» дворы, с едким, тяжёлым запахом, «бледные лица, хранящие на себе ужасные следы петербургской нищеты или распутства» (глава 7). Обращаясь к петербургскому высшему свету, «тонному обществу», Л., не ограничиваясь подробным описанием его «правил» и «приличий», воспроизвёл цельный кодекс светского поведения — «хорошего тона», негласно запрещавшего выражение истинных чувств и «оригинальных мыслей» и предписывавшего усвоение своего рода системы «защитного» лицемерия. Текст «Героя нашего времени» нигде не содержит прямого указания на связь Печорина с петербургской средой; тем не менее в нём легко угадывается тип столичного гвардейского офицера. В сложной символике драмы «Маскарад» резко негативное, порой дорастающее до патетического сарказма изображение петербургского высшего общества 1830 х гг. приобрело обобщенный смысл: светская жизнь — это маскарад, каждый ведёт свою игру, свою роль, надевает маску, чтобы скрыть под личиной лицо, обнажение которого чревато потерей репутации «светского человека». Воссозданный в «Маскараде» тип светского человека (его психология, ценности, способ мышления) Л. связывал с «героем» нынешнего «блестящего, но ничтожного века». В драме получили отражение костюмированные балы в доме богатого петербургского игрока и острослова В. В. Энгельгардта (см. Энгельгардта дом). По приезде в Петербург и во время военной службы Л. останавливался у Н. В. Арсеньева, брата деда поэта (набережная р. Мойки, 84, не сохранился, и на Большой Мастерской улице, ныне Лермонтовский проспект, 8/10); в 1836—37 — на Садовой улице, 61 (мемориальная доска), с 1838 — на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, 20). Именем Л. названы проспект (см. Лермонтовский проспект), мост через Обводный канал (бывший Ново-Петергофский, или Штиглицкий) и улица в Красносельском районе. Памятники Л.: в Адмиралтейском саду (1896, скульптор В. П. Крейтан, архитектор Н. В. Максимов) и на Лермонтовском проспекте, 54 перед зданием бывшего Николаевского кавалерийского училища (установлен в 1916; скульптор Б. М. Микешин), в котором в 1883 по инициативе начального училища — генерал-майора А. А. Бильдерлинга был открыт первый Лермонтовский музей. В 1917 в связи с упразднением училища экспонаты музея переданы в Институт русский литературы АН СССР (Пушкинский Дом), где в Лермонтовском зале хранятся рукописи Л., его картины, рисунки и др.

Азия - Столицы и города

Багдад - Ирак - Фото - ДостопримечательностиБагдад - столица Ирака и административный центр мухафазы Багдад - расположен на реке Тигр…

Счетчики

Яндекс.Метрика

Культурные центры, достопримечательности Москвы

Церковь Ризоположения на Донской (Донская улица, 20). Построена в 1701—16, сменив деревянный храм 1690, сооружённый на месте торжественной встречи московским…

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

Благовещенская церковь (Приморский проспект, 79), памятник архитектуры классицизма.

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Алексеев Михаил Павлович (1896—1981), литературовед, историк культуры, текстолог, музыковед, академик АН СССР (1958).