Лермонтов Михаил Юрьевич
-
Воскресенье, 04 мая 2008
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841), поэт. Не окончив Московский университет, в августе 1832 Л. переехал в Петербург, а в ноябре того же года поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (помещалась в бывшем дворце И. Г. Чернышёва, находившемся на месте Мариинского дворца), из которой выпущен в 1834 корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк. Жил в Царском Селе, где стоял полк, но больше в Петербурге. В полку вёл себя вызывающе и неоднократно попадал под арест. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» — отклик на трагичную гибель А. С. Пушкина (рукопись широко расходилась в списках) — арестован и сослан на Кавказ. А. X. Бенкендорф в докладной императору Николаю I оценил стих, как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». В январе — феврале 1838 Л. в Петербурге проездом, встречался с В. А. Жуковским. С весны 1838 поэт в Петербурге: «прощённый по ходатайству бабушки» (Е. А. Арсеньевой), он снова определён в лейб-гвардейский Гусарский полк (формально с 1837). Л. — постоянный посетитель петербургских салонов Карамзиных, А. О. Смирновой-Россет, графа М. Ю. Виельгорского, А. Г. и И. С. Лаваль и др. великосветских собраний, раутов, вечеров. В это же время состоял участником так называемого кружка шестнадцати — оппозиционно настроенной аристократической молодёжи.
С Петербургом связан расцвет лермонтовского таланта. В 1837 в «Современнике» он напечатал стихотворение «Бородино», а в «Отечественных записках» А. А. Краевского Л. — один из ведущих авторов: здесь в 1839—41 опубликованы «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Журналист, читатель и писатель», две «Молитвы», «Родина», «Завещание» и др. лучшие лирические стихи, а также поэмы. В Петербурге вышел единственный прижизненный, тщательно отобранный Л. сборник его «Стихотворений» (1840), созданы и напечатаны два издания романа «Герой нашего времени» (1840, 1841; отдельные новеллы также публиковались в «Отечественных записках»); здесь он закончил поэмы «Мцыри» и «Демон», работал над различными редакциями драмы «Маскарад», запрещёнными цензурой (опубликовано в Петербурге посмертно, в 1842; на сцене Александрийского театра поставлена лишь 25 февраля 1917 режиссер В. Э. Мейерхольд, оформление А. Я. Головина, музыка А. К. Глазунова).
В феврале 1840 мечтавший об отставке Л. был арестован за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом (в Ордонансгаузе поэта посетил В. Г. Белинский, высоко оценивший поэзию и прозу Л. на страницах «Отечественных записок») и вторично сослан на Кавказ в армейский пехотный полк, участвовавший в «опасных делах»; выехал из Петербурга в начале мая. Последний раз Л. был в столице в отпуске — с начала февраля до середине апреля 1841 (11 апреля Л. получил предписание в 48 часов покинуть Петербург). Настойчивые хлопоты бабушки и Жуковского об отставке Л. были безуспешны. Появление опального поэта на балу графини А. К. Воронцовой-Дашковой (где бывали члены императорской фамилии) было сочтено неуместным и дерзким. В этот последний приезд Л. сблизился с В. Ф. Одоевским, С. Н. Карамзиной, Е. П. Ростопчиной.
Образ Петербурга в творчестве Л. очерчен в границах традиционной для литературы XIX в. оппозиции: холодного, чопорного, официально-регламентированного Петербурга («Увы! как скучен этот город.../Закон сидит на лбу людей» — стихотворение «Примите дивное посланье»; см. также 6 ю строфу в поэме «Сашка», неоконченный роман «Княгиня Лиговская») и гостеприимной, хлебосольной, не стеснённой условностями «старушки Москвы». В соответствии с этой традицией Л. называл Петербург источником просвещения, «совершенно европейским городом и владыкой хорошего тона» («Княгиня Лиговская», глава 11), но вкладывал в это определение полемический оттенок. Иным предстаёт Петербург, увиденный из «вечности» — в кругозоре близкого его лирическому герою демонического персонажа: это великолепный, величественный город, полный скрытых «страшных» и «печальных тайн» («Сказка для детей», строфы 10—13). Особенно насыщен петербургскими приметами роман «Княгиня Лиговская» — своего рода «петербургская повесть» Л., где охарактеризована жизнь и столичной аристократии (с конкретными петербургскими адресатами — Невский проспект, улицы Миллионная, Вознесенская, Екатерининский канал), и бедного мелкочиновного дворянства, и простого люда (см. также неоконченная повесть «Штосе»). Предвосхищая приёмы натуральной школы, Л. описывал «петербургские углы» (район Обуховского моста, Столярный переулок — близ Кокушкина моста) — грязные, «угловатые» дворы, с едким, тяжёлым запахом, «бледные лица, хранящие на себе ужасные следы петербургской нищеты или распутства» (глава 7). Обращаясь к петербургскому высшему свету, «тонному обществу», Л., не ограничиваясь подробным описанием его «правил» и «приличий», воспроизвёл цельный кодекс светского поведения — «хорошего тона», негласно запрещавшего выражение истинных чувств и «оригинальных мыслей» и предписывавшего усвоение своего рода системы «защитного» лицемерия. Текст «Героя нашего времени» нигде не содержит прямого указания на связь Печорина с петербургской средой; тем не менее в нём легко угадывается тип столичного гвардейского офицера. В сложной символике драмы «Маскарад» резко негативное, порой дорастающее до патетического сарказма изображение петербургского высшего общества 1830 х гг. приобрело обобщенный смысл: светская жизнь — это маскарад, каждый ведёт свою игру, свою роль, надевает маску, чтобы скрыть под личиной лицо, обнажение которого чревато потерей репутации «светского человека». Воссозданный в «Маскараде» тип светского человека (его психология, ценности, способ мышления) Л. связывал с «героем» нынешнего «блестящего, но ничтожного века». В драме получили отражение костюмированные балы в доме богатого петербургского игрока и острослова В. В. Энгельгардта (см. Энгельгардта дом).
По приезде в Петербург и во время военной службы Л. останавливался у Н. В. Арсеньева, брата деда поэта (набережная р. Мойки, 84, не сохранился, и на Большой Мастерской улице, ныне Лермонтовский проспект, 8/10); в 1836—37 — на Садовой улице, 61 (мемориальная доска), с 1838 — на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, 20).
Именем Л. названы проспект (см. Лермонтовский проспект), мост через Обводный канал (бывший Ново-Петергофский, или Штиглицкий) и улица в Красносельском районе. Памятники Л.: в Адмиралтейском саду (1896, скульптор В. П. Крейтан, архитектор Н. В. Максимов) и на Лермонтовском проспекте, 54 перед зданием бывшего Николаевского кавалерийского училища (установлен в 1916; скульптор Б. М. Микешин), в котором в 1883 по инициативе начального училища — генерал-майора А. А. Бильдерлинга был открыт первый Лермонтовский музей. В 1917 в связи с упразднением училища экспонаты музея переданы в Институт русский литературы АН СССР (Пушкинский Дом), где в Лермонтовском зале хранятся рукописи Л., его картины, рисунки и др.