Достоевский Фёдор Михайлович
-
Воскресенье, 04 мая 2008
Достоевский Фёдор Михайлович (1821—1881), писатель. В Петербурге с мая 1837, когда с братом Михаилом приехал из Москвы (где он родился и жил) для определения в Главное инженерное училище, во время учёбы в котором (1838—43) сблизился с поэтом-романтиком И. Н. Шидловским и Д. В. Григоровичем. Жить приходилось в стеснённых обстоятельствах (Д. не приняли в училище на казённый счёт). По окончании училища служил в Санкт-Петербургской инженерной команде (прикомандирован к чертёжной Инженерного департамента). В 1844 вышел в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В 1846 опубликовал своё первое сочинение — повесть «Бедные люди» (в «Петербургском сборнике» Н. А. Некрасова), восторженно принятую В. Г. Белинским. В 1842—46 жил на Владимирском проспекте, 11, до 1849 сменил ещё 6 адресов. В 1846 познакомился с В. Н. Майковым, а вскоре и с его братом — поэтом А. Н. Майковым, ставшим близким другом Д.; в этом же году началось расхождение писателя с кругом Белинского. В 1849 как участник кружка М. В. Петрашевского (с 1847) Д. был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (где провёл 8 месяцев), приговорён к смертной казни, заменённой каторгой (пережитые минуты на Семёновском плацу после объявления смертного приговора описаны в романе «Идиот»). С 1850 до начала 1859 Д. отбывал каторжные работы и жил на поселении в Сибири. С конца 1859 получил разрешение жить в Петербурге. Неоднократно менял квартиры, в том числе жил в 1860 е гг. на Малой Мещанской улице (ныне Казначейская улица, дома 1, 7, 9). С 1861 начал издавать вместе с братом Михаилом журнал «Время» (запрещён в 1863) и «Эпоха» (1864—65), к участию в которых привлёк Н. Н. Страхова (друга Д.) и А. А. Григорьева. Во «Времени» были напечатаны «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», повести и рассказы Д. В Петербурге в 1867 Д. женился на А. Г. Сниткиной и выехал с ней за границу, где находился до 1871, работая над романом «Идиот» (опубликован, как и романы «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», в московском журнале «Русский вестник»). В 1873—81 издавал «Дневник писателя». В 1877 избран членом-корреспондентом Петербургской AН. В 1871—81 снова сменил несколько адресов; последний, где Д. жил в 1878—81, — Кузнечный переулок, 5/2 (ныне Литературно-мемориальный музей-квартира писателя).
Начиная с «Бедных людей», произведения Д. насыщены петербургскими реалиями: описания улиц, площадей, мостов, каналов, домов (как правило, доходных) и комнат-клетушек, переулков и задворок Петербурга. Однако Д. не только «воспроизводит» Петербург как место действия происходящего, но приобщает город к разыгрывающейся драме своего героя. Эта тесная слитность города и героя породила особые «петербургские типы» Д.: обитателей «дымных углов» с их «титулярным сердцем», уязвлённым страданиями и равнодушием враждебного им города («Бедные люди»); «одинокого мечтателя», создающего свой город грёз и неспособного противостоять угрожающей реальности Петербурга («Белые ночи», «Хозяйка», «Слабое сердце», «Неточка Незванова»); «униженных и оскорблённых», сопротивляющихся бездушной громаде города, но чаще раздавленных «больным, странным и угрюмым Петербургом». Топографически Петербург в большинстве произведений Д. сосредоточен в районе Вознесенского проспекта (ныне проспект Майорова), на Фонтанке, на Сенной площади и рядом с ней, где располагались так называемые петербургские трущобы, места обитания средних и низших слоев общества. Этот прозаический «низовой» Петербург уже в докаторжный период творчества Д. несёт в себе фантастические черты (город-ловушка, город-лабиринт в больном сознании господина Голядкина в «Двойнике»). С самого начала пребывания Д. в Петербурге он воспринимал город как «смесь чего-то фантастического, горячо идеального и вместе с тем... тускло прозаического и обыкновенного, чтобы не сказать до невероятности пошлого». Петербург представал молодому Д. полумистическим видением (см. окончание «Слабого сердца», фельетоны «Петербургские сновидения» и «Петербургская летопись»), таинственным образом совмещающим оба плана бытия. Позднее фантасмагоричность Петербурга писатель связывал с его беспочвенностью и «умышленностью» («сочинённостью»): Д. по-своему продолжил и интерпретировал «петербургский миф» о создании рукотворной северной столицы (ср. статьи А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский). Возникновение Петербурга из идеи его создателя, своевольно воздвигнувшего город как бы над землёй (на болоте), предопределило его апокалиптическую призрачность: «город, который может провалиться в бездну, и останется от него только скачущий на коне император» («Подросток»), Д. не устаёт подчёркивать исключительность Петербурга, одновременно реального и мифологического, «самого отвлечённого и умышленного города на всём земном шаре» («Записки из подполья»). «Петербург Д.» — это город катастрофы, город странных и страшных событий, преступлений и драм. Именно в таком заражённом социальными и духовными болезнями городе, где нет корней, где «все врознь» (тема, особенно развитая в «Подростке»), зарождается самоубийственная философия идеолога подполья («Записки из подполья»), созревают бонапартистские замыслы, реализуется Раскольниковым «идеологический» план убийства; в мрачном петербургском доме Рогожина наступает развязка трагедии в «Идиоте». Апогей образа Петербурга у Д. — роман «Преступление и наказание», один из самых «городских» романов русской литературы, объединяющий основные петербургские мотивы и сюжеты творчества Д. В романе город предстаёт то промозглым, сырым, ветреным, с «как будто залитым тушью куполом петербургского неба», то пыльным, знойным, удушливым (в духоте и зловонии летней столицы идёт к своей жертве Родион Раскольников). Петербург в «Преступлении и наказании» — это фантасмагорический город наваждения и кошмара, из которого Раскольников не может вырваться (низкие потолки его комнаты-гроба «душу и ум теснят») и в котором город и герой становятся как бы соучастниками преступления. При этом, стремясь создать впечатление подлинности («фантастический реализм» Д.), писатель опирается на скрупулёзное описание многочисленных петербургских реалий, хроники городской жизни середин 1860 х гг. С протокольной достоверностью воссоздаётся район Сенной площадь, «канава», рынок, трактиры, мосты, углы, лестницы домов, где происходит развитие и крушение идеи Раскольникова. Однако многих конкретные приметы уличных маршрутов, дома Раскольникова (один из возможных адресов — дом купца Алонкина в Столярном переулке, в котором в 1864—67 жил сам Д., ныне улица Пржевальского, 9), дома Сони (Екатерининский канал, ныне канал Грибоедова, 63 или 73), дома старухи-процентщицы и т. д. не только отражают петербургскую топографию, но и несут обобщённо-символический смысл (от лестницы — «восхождения» и падения героя, до площади — храма под открытым небом, где происходит его покаяние).
Существенную и во многом традиционную эволюцию Д. проделал в публицистическом, социально-историческом осмыслении темы Петербург: в «Петербургской летописи» (1847) молодой Д. вслед за Белинским видел в новой столице выражение передовой современности и будущего «всей России» («Петербург и глава и сердце России»), к концу жизни он признал свершившимся фактом «духовное отделение» России от Петербурга и призывал Петербург «сбавить» «высокомерия во взгляде своём на Россию». Влияние созданного Д. образа Петербурга на последующее развитие русской литературы огромно, оно охватывает все сферы художественной литературы и публицистики; современные исследователи указывают на особый «петербургский» словарь Д., ставший основой для последующего развития «петербургского текста».
Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник — 1883, скульптор Н. А. Лаврецкий, архитектор X. К. Васильев).
Именем Д. названы улица (см. Достоевского улица), станция метро «Достоевская». В 1990 в Ленинграде создан Детский фонд имени Ф. М. Достоевского.