Zakoylok.RU

Главное меню

Столицы Европы

Фотографии достопримечательностей Загреба - ХорватияСтолица Хорватии Загреб находится в долине реки Сава у склонов горы Медведника. Изначально на месте…

Белый Андрей

Белый Андрей (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934), писатель. Б. и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных приездов в Петербург из Москвы (в один из них он оказался очевидцем событий 9 января 1905) он общался с многими петербургскими литераторами и художниками, бывал у З. Н. Гиппиус (см. Мережковских салон), посещал «Ивановские среды», часто встречался с А. А. Блоком и его женой Л. Д. Блок. Резкое, болезненное переживание, связанное у Б. С восприятием Петербурга, обусловлено отчасти «изнуряющей и опустошающей» страстью к Л. Д. Блок и драматической «дружбой-враждой» с Блоком, открывшими Б. «роковой Петербург». «Неприкаянностью» и «отсутствием оседлости» Б. был привязан к Петербургу и одновременно относился к нему с опаской и предубеждением. Едва ли не единственным произведением русской литературы, вобравшим в себя традицию образа Петербурга, явился роман Б. «Петербург», завершивший «петербургскую мифологию» города (1 я редакция опубликована в 1913—14, 2 я, сокращенная, существует в двух вариантах, издания 1922 и 1928). Роман Б. открыто цитатен: панорама Невского проспекта и фантастические «портреты» горожан восходят к Н. В. Гоголю, тема власти — к А. С. Пушкину, в изображении петербургских низов несомненно влияние Н. А. Некрасова. Идея призрачного существования Петербурга (Гоголь), обречённого «провалиться сквозь землю» (Ф. М. Достоевский) доведена Б. до логического предела: Петербург — это «математическая точка, не имеющая измерения», выморочное место, абсурдное подобие бытия, порождение «мозговой игры» близкого авторскому сознанию повествователя. Это город, таящий иррациональную опасность, квинтэссенция столичного бюрократического омертвления. С «неминуемым исчезновением северной столицы» завершится, согласно Б., «петербургский период русской истории». Кризис страны — действие романа происходит в Петербурге в октябре 1905 — изображён как вселенская катастрофа (а Петербург — как апокалиптическое пространство), ставящая под сомнение исходные категории бытия и духа. В отличие от предшественников — писателей «петербургской темы», Б. видит в городе не воплощение «западнических» (или «псевдозападнических») устремлений, а олицетворение двух внешне различных, но внутренне родственных начал — европейский рационализм (стремление подчинить реальность абстрактному диктату) и азиатское анархическое своеволие. Историческая миссия страны — в преодолении и западного, и восточного «искусов». В «Петербурге» Б. теряют смысл любые культурные оппозиции: беспорядочное движение — обратная сторона окостенения; автоматизированная деятельность, упорядоченность — неотделимы от хаотичности; обыденная реальность — одновременно и грандиозная страшная грёза (Пётр I заходит в кабаки в октябрьские дни 1905, «Медный всадник» действительно скачет по улицам современного города). Антагонисты «петербургского мифа» русской литературы — человек и Власть (Евгений и «Медный всадник») также осознаны Б. не в противостоянии (Пушкин), а в сходстве: потомки «Евгения» террорист Дудкин и сын сенатора Аблеухова, соучастника «охоты» на своего отца, — оба «дети дела Петрова», выразители распада, носители тяготеющего над Петербургом проклятия. Литературная традиция в романе подвергнута, таким образом, тотальной символизации и мифологизации. Для «петербургской топографии» Б. характерно сочетание точности и конкретности адресов (17 я линия Васильевского острова, мосты, Английская и Гагаринская набережные, Сенатская площадь и т. д.) с её постоянным нарушением: несогласующиеся с реальным расположением улиц маршруты персонажей. Позднее к образу Петербурга Б. обращался в воспоминаниях «Между двух революций» (глава «Омут»), страницы которых посвящены приездам Б. в город в 1905—12, в мемуарах о Блоке: «Записки мечтателей» (П., 1921, № 4; № 6, с. 120—21), «Эпопея» (№ 1—4, М. — Берлин, 1922—23). Основные приезды Б. в Петербург: январь—февраль, декабрь 1905, апрель—август 1906 (жил в меблированном доме «Париж», Караванная улица, угол Невского проспекта., 28/66), январь 1908, январь—февраль 1912 [жил на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта., затем у Вяч. Иванова на Таврической улице, 25 (ныне 35)], весна 1920 —октябрь 1921 (10 августа 1921 хоронил Блока).

Азия - Столицы и города

Манила - Филиппины - Фото - ДостопримечательностиМанила - столица, самый крупный город страны и главный политический, экономический, культурный и научный…

Счетчики

Яндекс.Метрика

Культурные центры, достопримечательности Москвы

Восстание 1547 года Непосредственным поводом к восстанию послужил огромный пожар 21 июня 1547 (по некоторым данным, сгорели 25 тыс. дворов,…

Культурные центры, достопримечательности Санкт Петербурга

Отправьтесь на приключение по Санкт-Петербургу с детьми и откройте им мир удивительных достопримечательностей, где они смогут весело провести время вместе…

Известные люди, личности Санкт Петербурга. Биография, фото

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916—1988), живописец, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986).