Зимин Сергей Иванович
-
Пятница, 09 мая 2008
Зимин Сергей Иванович (1876, село Зуево Богородского уезда Московской губернии — 1942, Москва), театральный деятель, меценат. Из купеческой семьи старообрядцев-беспоповцев федосеевского старопоморского согласия, прихожан Крестовоздвиженского соборного храма в Преображенском. Дед Зимина был крепостным, основал красильное, затем мануфактурное производство. Отец — Иван Никитич Зимин (?—1887) — потомственный почётный гражданин, в 1884 основано акционерное общество «Товарищество Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина», одно из крупнейших производств России.
Детство Зимина прошло в Зуеве, в Москве семья имела собственный дом на Воронцовской улице (позже на Малой Алексеевской улице, 13, ныне Малая Коммунистическая улица, 11). С юности Зимин увлекался музыкой, живописью. В 1896 закончил Московское коммерческое училище, но коммерческой деятельностью не занимался, хотя как пайщик принимал активное участие в делах Зуевской мануфактуры. С начала 90-х гг. начал посещать Частную русскую оперу С.И. Мамонтова, увлёкся собиранием фотографий Ф.И. Шаляпина и других артистов, что послужило началом его будущей коллекции и создания театрального музея. С 1896 брал уроки пения (тайно, так как старшие братья желали видеть его продолжателем семейного мануфактурного дела); с 1898 учился у Н.П. Миллера, который устраивал так называемые Миллеровские вечера вокальной музыки, полюбившиеся москвичам. Зимин принимал участие в них и как исполнитель-певец (бас-кантанто), и как организатор. После ареста Мамонтова в 1899 М.М. Ипполитов-Иванов предложил Зимину возглавить оставшуюся без попечителя оперную труппу, но, не считая себя готовым к этому, Зимин отказался. В 1902 в дачном театре в Кускове Зимин организовал своё первое предприятие — концерты оперной музыки, сразу завоевавшие любовь москвичей. С января 1903 Зимин устраивал общедоступные концерты в Зоологическом саду, позже в Сокольниках (где находилась небольшая эстрада Общества народных развлечений). Летом того же года организовал оперные постановки в саду «Гай» в Кускове, в конце лета Зимин стал одним из пайщиков оперной антрепризы М.Е. Медведева (известного оперного певца 1880—90-х гг.); антреприза быстро распалась, но Зимин с этих пор, по его собственным словам, «заболел театральной бациллой». В 1904 уехал за границу учиться театральному делу. Побывав во многих городах (Париже, Берлине, Неаполе, Милане) и использовав зарубежный опыт, особенно парижской «Опера-комик», Зимин организовал собственную «Оперу С.И. Зимина». В 1908 специально для работы с молодыми певцами организовал театр «Орион» (в Новом, или Шелапутинском, театре) как филиал «Оперы Зимина». Уникальная библиотека Зимина по искусству (несколько тысяч томов) была предоставлена всем сотрудникам «Оперы» для самообразования. В 1914 Зимин организовал в Москве госпиталь, где за ранеными ухаживали артисты и сотрудники театра. В 1916 была открыта Оперная студия Зимина (в доме Н.Н. Солодовникова, близ Каменного моста), где подготовка певцов велась по собственной методике Зимина.
Вторая важнейшая сфера деятельности Зимина связана с основанием им в 1904 Музея оперного театрального искусства, для которого Зимин первоначально выделил два зала в помещении костюмерной (в театре Солодовникова), а в 1908 снял новое помещение из 9 залов в бывшем доме Обухова на улице Большая Дмитровка, напротив конторы Императорских театров. Экспонатами музея стали работы всех художников «Оперы Зимина», свыше тысячи эскизов (костюмов, декораций и бутафории), множество макетов, афиш, костюмы из дорогих тканей, сшитые в мастерской театра, а также майолики, которые Зимин приобрёл в Абрамцеве у Мамонтова. Директором музея была Н.В. Гиляровская. В 1917 театр и музей Зимина были национализированы, а Оперная студия ликвидирована. Недвижимое имущество Зимина конфисковано, в том числе квартира, которую занимал его музей.
В 1918—22 Зимин заведовал нотной библиотекой музыкальной студии МХТ, с 1919 одновременно членом Дирекции Экспериментального театра (бывшей «Оперы Зимина»), а также директор своего бывшего музея. Собрание музея Зимина позднее растворилось в общем фонде Театрального музея имени А.А. Бахрушина.
В 1922 Зимину удалось организовать акционерное общество «Первая свободная опера С.И. Зимина» (см. «Опера С.И. Зимина»), где за два года было поставлено свыше 20 опер (с участием молодых певцов А.С. Пирогова, Д.Д. Головина и др.; спектакли оформляли художники С.Ю. Судейкин, Н.П. Крымов, А.И. Маторин, Ф.Ф. Федоровский). Несколько лет спустя театр был закрыт, а труппа предана суду, однако после следствия оправдана за отсутствием состава преступления. Позднее Зимин работал инспектором сцены Большого театра, затем помощником механика по монтировочной части, одновременно являясь членом художественного совета театра. С 1936 и до конца жизни Зимин — художественный консультант Большого театра.
Зимин собрал значительную (около 200 полотен) коллекцию произведений главным образом русских художников; ныне картины рассредоточены по разным музеям, некоторые находятся в Третьяковской галерее. Среди них — панно М.А. Врубеля «Принцесса Грёза», приобретённое Зиминым у Мамонтова в Абрамцеве около 1908. Панно размещалось на портале театра Зимина до 1929, было снято и, несмотря на письменное обращение Зимина в правление Третьяковской галереи с просьбой взять панно на хранение, пролежало в декорационном зале Большого театра до 1956, подверглось разрушающему воздействию среды (в 1956 галерея приняла панно на учёт, в 1986—96 реставрировала его).
Последние годы Зимина жил в квартире здания бывшего театра Солодовникова (улица Кузнецкий мост). Похоронен на Преображенском кладбище.
С 1996 в Москве проводится Международный конкурс вокалистов имени Зимина (первый прошёл в Бетховенском зале Большого театра).