Волконская Зинаида Александровна
-
Суббота, 03 мая 2008
Волконская Зинаида Александровна (урождённая Белосельская-Белозерская) (1789, Дрезден — 1862, Рим), княгиня, писательница, музыкант. Большую часть жизни провела за границей, бывая в Москве наездами. В детские годы, воспитываясь отцом, русским посланником в Дрездене и Турине А.М. Белосельским-Белозерским (1752—1809), гостила у московской бабушки по материнской линии М.Д. Татищевой, сестры московского генерал-губернатора П.Д. Еропкина. В 1817, приехав на несколько месяцев в Москву, принимала участие в празднествах по случаю закладки храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах. С 1824 по 1829 жила в доме, принадлежавшем мачехе — княгине А.Г. Белосельской-Белозерской (урождённой Козицкой, 1767—1846) на Тверской улице (д. 14, построен в 1790-х гг. архитектором М.Ф. Казаковым, сохранился в перестроенном виде), куда перевезла большую коллекцию живописи, скульптуры и книг, собиравшуюся ещё её отцом. Щедро одарённая разнообразными талантами (обладала прекрасным голосом, сочиняла музыку, стихи и прозу на французском и русском языках), Волконская вошла в историю Москвы прежде всего как хозяйка литературно-музыкального салона, ставшего в середине 20-х гг. культурным центром старой столицы. Каждую неделю в доме на Тверской устраивались концерты, оперные представления, литературные чтения, где, по свидетельству П.А. Вяземского, «соединялись представители большого света, сановники и красавицы, профессора, писатели, журналисты, художники». Среди постоянных посетителей салона: Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, Вяземский, братья И.В. и П.В. Киреевские, М.П. Погодин, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, С.П. Шевырёв. В 1826 Волконская познакомилась с А.С. Пушкиным, ставшим частым гостем её собраний и посвятившим «богине муз и красоты» стихотворение «Среди рассеянной Москвы» (1827). У Волконской Пушкин слушал блестящие импровизации польского поэта А. Мицкевича, впечатления от которых, возможно, нашли отражение в неоконченной повести «Египетские ночи». 26 декабря 1826 Пушкин присутствовал на прощальном вечере в честь М.Н. Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу — декабристу С.Г. Волконскому. Независимость поведения и смелость суждений Волконской раздражали правительство, и за её домом, служившим «средоточием всех недовольных», был учреждён негласный надзор. Не ограничиваясь рамками салона, Волконская мечтала о более широкой общественной деятельности, но её замыслы просветительского характера (организация научных обществ «Патриотическая беседа» и «Русское общество», призванных знакомить Западную Европу с историей и культурой России, а также создание «Эстетического музея» при Московском университете) не нашли отклика у московских властей.
Все значительные литературные произведения Волконской — «Quatre nouvelles» («Четыре повести»; на французском языке), «Tableau slave du V-me siecle» («Славянская картина V века»; на французском языке и в русском переводе П.И. Шаликова), отрывки из незавершённого романа «Сказание об Ольге» — были изданы в Москве. Не снискав шумного успеха, они не остались незамеченными; за «Славянскую картину» Волконская была избрана почётным членом ОИДР. В 1829, «наскучив Москвою и её сплетнями», Волконская уехала в Италию, где жила до 1862, навестив «стольный град царей» лишь два раза: летом 1836 и весной 1840.