Веснины
-
Суббота, 03 мая 2008
Веснины архитекторы, братья, работавшие в тесном содружестве. Основатели Объединения современных архитекторов (ОСА) (1925). Леонид Александрович (1880, Нижний Новгород — 1933, Москва). Учился в петербургской Академии художеств (1901—09) у Л.Н. Бенуа. Профессор МВТУ (1923—31), Московского архитектурного института (МАРХИ) (1932—33); среди учеников — М.Г. Бархин, Л.Б. Великовский, И.И. Ловейко, Н.Х. Поляков. Работал преимущественно в области градостроительства, выстроил посёлок при паровозостроительном заводе в Москве (1920—22). Виктор Александрович (1882, Юрьевец, ныне Ивановской области — 1950, Москва), академик АН СССР (1943), первый президент Академии архитектуры СССР (1939—49), председатель Организационного бюро Союза архитекторов (1932—39). Учился в петербургском Институте гражданских инженеров (1901 — 1912). Профессор МВТУ (1923—31), московского Вхутемаса — Вхутеина (1921—30). Работал в области промышленной архитектуры (Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья имени Н.М. Федоровского (ВИМС) в Замоскворечье, 1925—29, с соавторами). Александр Александрович (1883, Юрьевец — 1959, Москва), почётный член Академии строительства и архитектуры СССР. Учился в петербургском Институте гражданских инженеров (1901—12), а также в художественных студиях К.Ф. Юона, Я.Ф. Ционглинского (1907—11), В.Е. Татлина (1912—13) в Москве. Входил в ЛЕФ (1924), был председателем ОСА (1925—31), ответстветственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—30). Преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (1921—30), МАРХИ (до 1936). Работал также как театральный художник в Камерном, Малом театрах, театре В.Э. Мейерхольда и др.
Первые совместные работы Весниных выполнены в духе неоклассицизма [доходный дом И.Е. Кузнецова на Мясницкой улице, 1910; особняк Арацкого на 1 й Мещанской улице (современный проспект Мира), 1913]; конторские, торговые и промышленные здания отличают черты рационализма (Почтамт; банк Юнгера на Кузнецком мосту, 1913; конюшни заводчика А.И. Манташева при Московском ипподроме, 1913—14).
Принципиально новые идеи в развитие архитектуры внесли конкурсные проекты Весниных, основанные на выразительных возможностях сопоставления простых геометрических объёмов, применении новых материалов и конструкций — железобетонного каркаса, стекла и др. (Дворец труда, 1922, 3 я премия; здание московского отделения газеты «Ленинградская правда», 1924; дом акционерного общества «Аркос», 1924; Центральный телеграф, 1925; Дворец Советов, 1932 и 1933; Наркомтяжпром, 1934). Веснины возглавили направление конструктивизма, в своих работах уделяли основное внимание функциональным требованиям, логически организовывали архитектурные объёмы зданий, исходя из характера и назначения внутренних пространств, использовали павильонный принцип, сочетание отдельных корпусов, соединённых переходами, добивались впечатляющей зрительной выразительности объёмно-пространственного решения и силуэта. Основные постройки: Клуб общества политкаторжан на Поварской улице (1931—34, ныне Театр киноактёра), Дворец культуры ЗИЛ, универмаг на Красной Пресне (1927) и др. Похоронены на Новодевичьем кладбище. Именем Л.А. Веснина в 1933—93 назывался Денежный переулок в районе Арбата; на доме, где жили Веснины (там же, д. 12), — мемориальная доска.