Васнецов Аполлинарий Михайлович
-
Суббота, 03 мая 2008
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, село Рябово, ныне в Кировской области — 1933, Москва), живописец. В 1878 жил в Москве в семье брата, В.М. Васнецова. у которого учился живописи, встречался с И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. С 1882 был знаком с С.И. Мамонтовым, сблизился с «абрамцевской средой художников». С 1891 постоянно жил в Москве, с 1900 академик Академии художеств, преподавал в пейзажном классе МУЖВЗ (1901—18). Член-учредитель и председатель Союза русских художников. Увлёкся московским городским пейзажем, перейдя от его «современного», непосредственно открывающегося взгляду художника облика («Московский Кремль. Соборы», 1894, Третьяковская галерея) к историческому («Москва середины XVII века. Москворецкий мост и Водяные ворота», «Москва конца XVII века. На рассвете у Воскресенских ворот», 1900, ГТГ). Васнецов — создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, которые органически «обрамляют» живую яркую пестроту разноликой уличной толпы, доносящей до зрителя подлинный «аромат» жизни древнего города («Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке», «На крестце в Китай-городе», обе — акварель, 1902, ГТГ; «Базар. XVII век», 1903, ГИМ). Васнецов выступил с рядом историко-бытовых картин из жизни Москвы для издания И.Н. Кнебеля «Картины из русской истории» (М., 1908—09), в 1910 написал раздел «Облик старой Москвы» для второго тома «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря. В эскизах театральных декораций активно использовал яркие, жизненные картины Москвы и московского быта (к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, находятся в ГТГ, к опере «Опричник» П.И. Чайковского, находятся в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, все — 1911). Васнецов выступил также с серией драматически выразительных произведений, запечатлевших в характерных эпизодах городской жизни тревожное настроение исторической эпохи («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», 1913, ГТГ). Богатая фантазия Васнецова, его умение воссоздавать картины прошлого сочетались с обширными знаниями по истории и археологии Москвы. Много работал в фондах Исторического музея, использовал фрагменты планов-чертежей XVII в. («Сигизмундова» плана, А. Олеария, А. Мейерберга и др.), изучал предметы этнографии и народное деревянное зодчество, тщательно анализировал архивные данные, описания городских построек, изображения Москвы на древнерусских иконах, миниатюрах, гравюрах XVII в. С 1900 член-корреспондент, с 1906 действительный член Московского археологического общества, с 1900 член Комиссии по сохранению древних памятников, в 1914—28 сделал 40 докладов по археологии и истории архитектуры Москвы. В 1918—28 председатель Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. В 1926—27 осуществлял надзор за земляными работами в Москве, особое внимание уделял раскопкам укреплений Белого города, его проездных ворот (Берсеневских, Яузских, Сретенских и др.) и башен. Выпустил альбом автолитографий «Древняя Москва» (1922). С 1917 по заказу Московского коммунального музея (ныне Музей истории Москвы) создавал серию художественно ярких и исторически документальных картин-акварелей с изображениями Москвы XII—XIX вв. («Московский Кремль при Иване Калите», 1921, «Лубяной торг на Трубе», «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке», 1926, все в Музее истории Москвы). В доме, где Васнецов жил с 1904 (Фурманный переулок, 6), в 1965 открыт Музей-квартира (произведения художника, мебель, выполненная по его эскизам, личные вещи, материалы о художественной, научной, общественной деятельности).
Васнецовы похоронены на Введенском кладбище.