Ухтомский Дмитрий Васильевич
-
Воскресенье, 18 мая 2008
Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719, село Семёновское Ярославской губернии — 1774, село Архангельское-Дубки Тульской губернии), архитектор. Происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. В Москве с 1732. После окончания в 1733 московской Школы математических и навигацких наук стал учеником в архитектурной команде И.Ф. Мичурина, где досконально изучил архитектуру Москвы и Подмосковья. Для коронационных торжеств по случаю вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1742 выполнил проект Триумфальных ворот на Тверской улице и декорации на Ивановской площади в Кремле. В этом же году зачислен в архитектурную команду И.К. Коробова, в 1745 произведён в архитекторы так называемой Полицмейстерской канцелярии, ведавшей в этот период застройкой города. Начал внедрять в Москве систему регулярного градостроения, объединяя все постройки городских усадеб вокруг подъездного двора. Этот принцип Ухтомский применил в здании Сената в Немецкой слободе близ Лефортовского дворца (1753—57; ныне Фанагорийские казармы), усилив его центральную часть (бывший дом Лестока) монументальным двухэтажным портиком и купольным перекрытием. Среди ранних работ Ухтомского по благоустройству Москвы — проект Лазаревского кладбища с деревянной церковью Лазаря (1748—50). В 1751—57 разработал проект первого в Москве делового квартала с новым каменным Кузнецким мостом через р. Неглинную и комплексом торговых зданий на нём (не осуществлён). В первой половине 1750-х гг. строил загородную усадьбу князей Трубецких в Нескучном с главным двухэтажным дворцом в стиле барокко (не сохранилась). В 1753 разработал проект Воскресенской башни Китай-города (на пути от Тверской улицы к Красной площади), на северном подъезде к центру выстроил каменные Красные ворота (на месте сгоревших деревянных) с мощными сдвоенными колоннами и крупными ордерными членениями. В проекте переустройства Ивановской площади в Кремле (1754, не осуществлён) заложил принцип новых, более сложных ансамблей в архитектуре Москвы (продолженный его учеником М.Ф. Казаковым) с объединением новых, «регулярных» сооружений и древних памятников. Выполнил проект галереи для хранения имущества Оружейной палаты (1755, осуществлён к 1764 П. Никитиным). В проекте Госпитального и Инвалидного домов (1758—59, не осуществлён) добивался единства двух начал в русской и московской архитектуре середины XVIII в. — «регулярности», шедшей от Петровской эпохи, и «великолепия», отражавшего установки стиля барокко. К 1761 составил фиксационные чертежи крепостных стен Кремля и Москвы. Среди церковных сооружений Ухтомского — колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (1740-е гг., не сохранилась), церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751, приписывается Ухтомскому). Творческая и учебно-воспитательная деятельность Ухтомского дала основу для расцвета московского классицизма конца XVIII — начала XIX вв. В Москве жил на Тверской улице «в приходе у Рождества что в Старых Палачах», с 1746 — в доме жены в приходе церкви Георгия на Всполье за Никитскими воротами, с 1752 — в собственном доме в приходе церкви Смоленской Богоматери за Земляным городом.