Суриков Василий Иванович
-
Суббота, 17 мая 2008
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск — 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в Москве, до 1878 выполнял монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Жизнь в Москве сыграла определяющую роль в работе Сурикова над его наиболее значительными историческими картинами «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ) и «Боярыня Морозова» (1887, ГТГ). Исторические места Москвы, прежде всего Красная площадь с собором Василия Блаженного и стенами Кремля, где «вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ярко, что сердце забилось», в творческих замыслах Сурикова органично соединились с теми народными образами и типами, которые он наблюдал в Сибири, сохранявшей сильные традиции старого русского уклада. Воспринимая архитектурные памятники как живых свидетелей минувшего, Суриков раскрывает их тесную связь с судьбами народа. Собор Василия Блаженного, особенно впечатливший Сурикова, в «Утре стрелецкой казни» предстаёт в своей самобытной живописной красоте и превращается в образную метафору всей допетровской Руси; он противопоставлен неприступной мощи Кремлёвских стен, олицетворяющих новое государственное начало; в их изображении Суриков намеренно усиливает черты регулярности, дважды повторив строгий силуэт Сенатской башни, реконструирует с помощью гравюр их облик до уничтожения рвов у Кремля в конце XVIII в. Стремясь к исторической убедительности, Суриков много работал над эскизами костюмов в Оружейной палате. Одним из наиболее крупных художественных завоеваний Сурикова стало введение в исторические картины 1880-х гг. городского пейзажа, передающего характерные приметы и реальное ощущение московской поздней осени (в «Утре стрелецкой казни») или холодного зимнего дня (в «Боярыне Морозовой»), позволяющего лучше понять настроения изображённых на картинах людей. Суриков писал многочисленные подготовительные этюды на открытом воздухе, изучал живописные эффекты освещения («Московский дом с фонарём и деревьями», 1880, собрание семьи художника; «Московский дворик», ГТГ; «Зубовский бульвар зимой», ГТГ, — вид из квартиры художника на Зубовском бульваре; «Зима в Москве», 1884—85, ГТГ, — вид из квартиры художника на Долгоруковской улице, и др.). Помещая в предварительных композиционных вариантах «Боярыни Морозовой» действие внутри Кремля, у Чудова монастыря, Суриков впоследствии отказывается от его конкретной локализации, создаёт поразительный, пластически осязательный, обобщённый и очень типичный облик заснеженной улицы с церковью Николы на Долгоруковской улице. Суриков возвращается к исторической теме в начале 1890-х гг., пережив тяжёлый душевный кризис, связанный со смертью жены («Покорение Сибири Ермаком», 1895, «Переход Суворова через Альпы», 1899, «Степан Разин», начата в 1910, все — в ГРМ). В ходе работы над картиной «Утро стрелецкой казни» Суриков сблизился с И.Е. Забелиным, Л.Н. Толстым, И.Е. Репиным, поддерживал тесные дружеские отношения с членами художественного кружка С.И. Мамонтова, особенно с В.Д. Поленовым и Е.Д. Поленовой. Художественные и особенно колористические достижения Сурикова, его новаторский подход к решению исторической картины составили целый этап в развитии московской школы живописи. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Имя Сурикова носят улица в посёлке Сокол (с 1928) и Московский художественный институт. На доме, где жил и работал Суриков (Малый Знаменский переулок, 1), — мемориальная доска.