Прокофьев Сергей Сергеевич
-
Среда, 14 мая 2008
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891, имение Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии — 1953, Москва), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома; музыкой занимался с матерью. Посещения Москвы в ранние годы (1899, 1902, 1903) принесли Прокофьеву яркие театральные впечатления (оперные спектакли Большого театра, знакомство с С.И. Танеевым, определившее развитие Прокофьева как музыканта). Летом 1902 и 1903 учился у Р.М. Глиэра, приглашённого в Сонцовку из Москвы в качестве домашнего учителя. В годы учёбы в Петербургской консерватории (в 1909 окончил её по классу композиции, в 1914 — по классу фортепьяно) Прокофьев начал публично выступать в Москве с исполнением своих произведений; практически каждый концерт вызывал бурную полемику и был событием музыкальной жизни. Первое выступление Прокофьева-пианиста состоялось 6 марта 1910; 7 августа 1912 в Народном доме исполнил 1 й концерт для фортепьяно с оркестром под управлением К.С. Сараджева. Первое исполнение в Москве симфонической музыки Прокофьева относится к 1911 (симфоническая картина «Сны» под управлением Сараджева — 14 июля, симфонический эскиз «Осеннее» под управлением А.К. Метнера — 1 августа на открытой эстраде в Сокольниках). 18 февраля 1917 состоялся первый в Москве авторский концерт Прокофьева, в котором он участвовал как солист. В период длительного пребывания Прокофьева за границей (1918—32) в Москве продолжала звучать музыка Прокофьева, сохранявшего дружеские связи с Н.Я. Мясковским и др. Во время двухмесячных гастролей в СССР в начале 1927 с почестями встреченный музыкальной общественностью Москвы Прокофьев дал 11 концертов: 5 симфонических (концерт 24 января включал 3 й фортепьянный концерт в исполнении автора и Персимфанса, концерт 27 февраля — Классическую симфонию под управлением Сараджева) и 6 камерных, в которых кроме самого Прокофьева участвовали К.Н. Игумнов, Квартет имени Л.ван Бетховена и др. В мае 1927 Большой театр осуществил постановку оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Вернувшись в 1932 в СССР, Прокофьев поселился в Москве. В 1934 написал музыку к кинофильму «Поручик Киже» (по Ю.Н. Тынянову), в 30—40-х гг. сотрудничал с С.М. Эйзенштейном (музыка к кинофильму «Александр Невский», 1938, «Иван Грозный», 1942), А.Я. Таировым (музыка к спектаклю Камерного театра «Египетские ночи», 1934), В.Э. Мейерхольдом, С.Э. Радловым, Л.М. Лавровским, Н.С. Головановым, Д.Ф. Ойстрахом и Л.Н. Обориным (первые исполнители двух сонат для скрипки и фортепьяно), С.Т. Рихтером (первый исполнитель 7 й и 9 й сонат для фортепьяно); пользовался поддержкой Н.Я. Мясковского. В эти годы в Москве состоялись премьеры кантаты «Александр Невский» (17 мая 1939, под управлением автора), оперы «Семён Котко» (23 июня 1940, Оперный театр имени К.С. Станиславского), балета «Золушка» (21 ноября 1945, Большой театр, в главной роли — О.В. Лепешинская), Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (18 февраля 1952 под управлением Рихтера, солист М.Л. Ростропович), 7 й симфонии (11 октября 1952, под управлением С.А. Самосуда). Последнее выступление Прокофьева-дирижёра состоялось 13 января 1945 (премьера 5 й симфонии). 22 декабря 1946 впервые в Москве в Большом театре был поставлен шедевр творчества Прокофьева — балет «Ромео и Джульетта» (в главной роли — Уланова). Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943; трижды в 1946, 1947, 1951).
В 1936—41 Прокофьев жил на улице Земляной вал, 14—16 (мемориальная доска); в 1943, вернувшись из эвакуации, — в гостинице «Москва» (улица Охотный ряд, 2); в 1944—47 — на Можайском шоссе, 11/13 (Большая Дорогомиловская улица, 31); в 1947—63 — в проезде Художественного театра (Камергерский переулок, 6; мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Имя Прокофьева присвоено Государственному струнному квартету и детской музыкальной школе № 1 (Токмаков переулок, 8), в которой в 1968 открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник.