Мосолов Александр Васильевич
-
Вторник, 13 мая 2008
Мосолов Александр Васильевич (1900, Киев — 1973, Москва), композитор, пианист. Из семьи адвоката. С 1903 в Москве. После смерти отца мать Москвы — Нина Александровна — певица, выступавшая в Большом театре в 1903—05 под псевдонимом Миллер (1882—1953), вышла замуж за художника Михаила Варфоломеевича Леблана (1875—1940). Семья поселилась на Большой Бронной улице, 3. В доме часто собирались представители московской интеллигенции: Р.М. Глиэр с супругой, М.А. Оленина-д'Альгейм и др. Мосолов учился в 10 й мужской гимназии на Большой Никитской улице. В 1918 добровольно ушёл на фронт в 1 й Московский кавалерийский полк Красной Гвардии. В 1921 (или 1922) был принят в Московскую консерваторию в класс свободного сочинения Глиэра, затем Н.Я. Мясковского; одновременно занимался фортепьяно у Г.П. Прокофьева, позже у К.Н. Игумнова. За годы обучения (до 1925) создал серию романсов, четыре фортепьянные сонаты. В 1925 избран действительным членом Ассоциации современной музыки. Расцвет творчества Мосолова, тесно связанный с идеями новой, «современной» музыки, в том числе с концепцией конструктивизма, падает на 1926—28. Концерты из произведений Мосолова чаще всего проходили в зале Государственной академии художественных наук (ГАХН) на Пречистенке, 32. Вся семья Мосолова принимала участие в музыкальных собраниях ГАХН: он сам, его мать, жена — пианистка Екатерина Фёдоровна Колобова (1892—1948; прославилась в Москве исполнением музыки российских авангардистов), к которой Мосолов переехал в д. 13 по Дурновскому переулку. В эти годы написаны и исполнены в Москве лучшие сочинения Мосолова: Концерт № 1 для фортепьяно и малого оркестра (опус 14, 1927), симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (опус 19, 1926—28); циклы для голоса и фортепьяно: «Три детские сценки» (опус 18, 1926; на собственные тексты), «Четыре газетных объявления» (опус 21, 1926; тексты из «Известий»). Другая часть значительных сочинений Мосолова при его жизни никогда не исполнялась (в том числе 1 й струнный квартет, камерная опера «Герой», 1928); большое количество его ранних произведений утрачено.
В 1927 началась травля Мосолова со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). Наряду с названными сочинениями объектом уничтожающей критики стал 4 й акт балета «Четыре Москвы», заказанного в 1926 четырём композиторам: Л.А. Половинкину, Ан.Н. Александрову, Д.Д. Шостаковичу и Мосолову. Произведения Мосолова перестали исполняться и печататься. В ноябре 1937 Мосолов был арестован, обвинён в антисоветской пропаганде и заключён в лагеря (Рыбинский район). Письмо М.И. Калинину (март 1938) учителей Мосолова — Глиэра и Мясковского в его защиту, вероятно, содействовало освобождению Мосолова в августе 1938 с ограничением проживания за 101-м км от Москвы. С ноября 1942 Мосолов снова в Москве. В это время написаны оперы («Сигнал», 1941; «Маскарад», около 1944), концерты: для арфы с оркестром (исполнен в 1939), для виолончели с оркестром; несколько симфоний, вокально-оркестровые произведения на патриотические темы, в том числе оратория «Москва» (1947). После 1949 творческая манера Мосолова заметно изменилась. Встреча с Н.К. Мешко — руководительницей Северного народного хора обратила интересы Мосолова к сочинениям для хоров — академических и народных. Последним значительным сочинением композитора стала 5 я симфония для большого оркестра (1965), посвящённая Мешко. Жил на Ленинском проспекте, 64/2. Похоронен на Введенском кладбище.