Хачатурян Арам Ильич
-
Воскресенье, 18 мая 2008
Хачатурян Арам Ильич (1903, Коджори, близ Тбилиси, — 1978, Москва), композитор, дирижёр, народный артист СССР (1954), доктор искусстведения (1966), Герой Социалистического Труда (1973). Из семьи переплётчика, выходца из крестьян Нахичеванского уезда Учился в Тбилиси в русском частном пансионе (1911—13), затем в Коммерческом училище (1913—21). В Москву приехал в 1921, обучался на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета. Музыке начал учиться в 19-летнем возрасте, поступив в 1922 в Музыкальный техникум имени Гнесиных, где занимался в классе виолончели, с 1925 — в классе композиции М.Ф. Гнесина. В 1929—34 учился в Московской консерватории, затем в аспирантуре при ней по классу композиции Н.Я. Мясковского. Благодаря старшему брату Сурену Ильичу Хачатурову (приехал в Москву в 1910), режиссёру 1 й Студии МХТ, создателю Армянской драматической студии (1919), Хачатурян познакомился с Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым, слушал игру пианистов Н.А. Орлова, К.Н. Игумнова, посещал студию художника П.П. Кончаловского, сблизился с семьёй пианистки Е.А. Бекман-Щербины. В те же годы Хачатурян пел в хоре армянской церкви, в 1926—28 заведующий музыкальной частью 2 й Армянской драматической студии (под руководством Р.Н. Симонова) при московском Доме культуры Советской Армении; здесь в 20—30-х гг. был поставлен ряд драматических спектаклей с музыкой Хачатуряна. Знакомство в Москве с композитором А.А. Спендиаровым, который поддержал молодого Хачатуряна, встречи с дирижёром К.С. Сараджевым, участниками квартета имени Комитаса скрипачом А.К. Габриэляном и виолончелистом С.З. Асламазяном сыграли значительную роль в выявлении национально характерных черт в творчестве Хачатуряна. Среди выдающихся произведений Хачатуряна тех лет — «Песня-поэма» для скрипки и фортепьяно (1929), «Токката для фортепьяно» (1932). 1 я симфония Хачатуряна, написанная как дипломная работа к окончанию консерватории, была исполнена 23 апреля 1935 оркестром филармонии. Мировую известность Хачатуряну принёс его фортепианный концерт, впервые сыгранный Л.Н. Обориным (которому концерт посвящён) с филармоническим оркестром под управлением Л.П. Штейнберга 12 июля 1937 в парке «Сокольники». 24 октября 1939 в Большом театре был показан балет «Счастье», написанный Хачатуряном специально к Первой Декаде армянского искусства в Москве и поставленный Ереванским театром оперы и балета. 16 ноября 1940 впервые исполнен скрипичный концерт, посвящённый Д.Ф. Ойстраху и сыгранный им с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением А.В. Гаука. В начале 40-х гг. появилась наиболее известная музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям — «Валенсианской вдове» Лопе де Веги и «Маскараду» М.Ю. Лермонтова. В годы Великой Отечественной войны Хачатурян входил в Военную комиссию Союза советских композиторов, создал песни «О капитане Гастелло», «Море Балтийское», «Марш героям Отечественной войны». 3 октября 1943 в Колонном зале Дома Союзов впервые в Москве прозвучала музыка балета Хачатуряна «Гаянэ» (1 я оркестровая сюита; Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Н.С. Голованова); московская премьера балета состоялась в мае 1957 в Большом театре. Событием в музыкальной жизни Москвы военных лет была премьера 2 й симфонии Хачатуряна — так называемой Симфонии с колоколом (30 декабря 1943, Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Б.Э. Хайкина, Большой зал Московской консерватории). Среди наиболее примечательных московских премьер Хачатуряна послевоенных лет — виолончельный концерт, посвящённый С.Н. Кнушевицкому и исполненный им с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Гаука в ноябре 1946 в Большом зале Московской консерватории. Исполненная здесь же 25 декабря 1947 Симфония-поэма для оркестра, органа и 15 труб, посвящённая 30-летию Октябрьской революции (Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е.А. Мравинского, солист И.А. Браудо), послужила поводом для официальной критики творчества Хачатуряна и обвинения его в «антинародном формализме»; критиковалась и деятельность Хачатуряна в Оргкомитете Союза композиторов СССР (в 1939—48 Хачатурян был заместителем председателя). В конце 40—50-х гг. Хачатурян писал музыку к фильмам («Отелло», 1956, и др.), драматическим спектаклям, поставленным в различных московских театрах. В 1954 создал балет «Спартак» (поставлен в Большом театре в 1958). В августе 1950 в саду «Эрмитаж» Хачатурян впервые продирижировал своим авторским концертом. С 1950 Хачатурян вёл педагогическую деятельность, с 1951 профессор Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1957—78 секретарь Союза композиторов СССР. Последними крупными сочинениями Хачатуряна были три сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975), альта (1976). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).
По приезде в Москву Хачатурян жил у брата в Староконюшенном переулке, затем — в квартирах Дома композиторов: на 3 й Миусской, 4/6, и в Брюсовом переулке, 8/10, корп. 2. Похоронен в пантеоне г. Еревана. Именем Хачатуряна названа улица в районе Отрадного.