Глиэр Рейнгольд Морицевич
-
Четверг, 08 мая 2008
Глиэр Рейнгольд Морицевич (1874/75, Киев — 1956, Москва), композитор, дирижёр, педагог, доктор искусстведения (1941), народный артист СССР (1938). Предки Глиэра — выходцы из Центральной и Восточной Европы; отец и дед — потомственного мастера музыкальных инструментов. В 1894 Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н.Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я.В. Гржимали), гармонию изучал у А.С. Аренского, Г.Э. Конюса, полифонию и музыкальную форму — у С.И. Танеева, которого считал своим главным учителем; в 1900 окончил консерваторию по классу сочинения у М.М. Ипполитова-Иванова. В эти годы посещал дом Танеева в Малом Власьевском переулке, дом певицы Е.А. Лавровской, у своего друга композитора Ю.Н. Сахновского познакомился с С.В. Рахманиновым, А.Б. Гольденвейзером, певцом М.А. Слоновым, как скрипач принимал участие в домашних вечерах музыканта А.А. Сулержицкого. В 1901 начал преподавать гармонию в музыкальной школе сестёр Гнесиных, с которой сохранял творческую связь в течение полувека. Среди первых учеников Глиэра — Н.Я. Мясковский (1903), С.С. Прокофьев (1902—04).
11 января 1901 в концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) состоялось первое публичное исполнение сочинения Глиэра — струнного октета, сыгранного профессорами и студентами консерватории. 21 декабря 1902 в симфоническом собрании ИРМО под управлением В.И. Сафонова состоялась премьера 1 й симфонии Глиэра. В 1906—08 Глиэр обучался дирижированию у О. Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений. В Москве впервые выступил 20 февраля 1910 в симфоническом собрании ИРМО с исполнением своей 2 й симфонии (впервые в России; посвящена С.А. Кусевицкому). Первая театральная премьера Глиэра в Москве — балет-пантомима «Хризис» (на «античную» тему), поставленная на сцене Интернационального театра на Большой Никитской улице. 17 ноября 1912 (постановка возобновлена в Большом театре 12 мая 1921).
В 1913—20 Глиэр — профессор, с 1914 директор Киевской консерватории; в 1920—41 профессор Московской консерватории по классам полифонии и композиции; среди многих учеников — Б.А. Александров, В.С. Виноградов, Ф.Е. Витачек, Л.К. Книппер, А.В. Мосолов, А.Ф. Мутли, А.Г. Новиков, Л.А. Половинкин, Н.П. Раков, И.В. Способин, В.Г. Фере, А.И. Хачатурян.
Помимо организации общедоступных концертов (до 1923 главным образом в Москве), в которых выступал сам, в 20-х гг. он был сотрудником московского Отдела народного образования, Музыкального отдела Наркомпроса, этнографической секции Пролеткульта, в 1938 председателем московского Союза композиторов (СК), в 1939—48 председателем Оргкомитета СК СССР. В 1924 имя Глиэра было присвоено струнному квартету (существовал до 1949). 11 января 1926 в Музыкальной студии имени Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Глиэра «Клеопатра» (либретто Вл.И. Немировича-Данченко по «Египетским ночам» А.С. Пушкина, режиссёр-постановщик Л.В. Баратов). 13 июня 1927 в Большом театре была показана премьера балета Глиэра «Красный мак» — первого советского репертуарного балета «на современную тему»; за последующие 2 года состоялось около 200 спектаклей (с 1957 — новая редакция под названием «Красный цветок»). 6 ноября 1937 в Большом театре под управлением А.В. Гаука была исполнена «Торжественная увертюра» Глиэра, на многие годы ставшая неотъемлемой частью различных праздничных концертов. 23 ноября 1938 в Большом зале консерватории в день открытия первой декады советской музыки К.А. Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П. Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром.
В годы Великой Отечественной войны в Москве звучали произведения Глиэра: осенью 1941 в концерте и по радио — увертюра «Ферганский праздник», 12 мая 1943 в Колонном зале Дома союзов — знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А. Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И. Орлова. В 1943 квартет имени Л. ван Бетховена сыграл посвященный ему 4 й струнный квартет — самое значительное и наиболее исполняемое из камерно-инструментальных произведений Глиэра; по радио под управлением Орлова впервые прозвучала опера «Рашель» (либретто М.А. Булгакова и М.И. Алигер по Ги де Мопассану; первое концертное исполнение состоялось 19 апреля 1947). В послевоенные годы Глиэр продолжал работать в жанре концерта с оркестром; 18 февраля 1947 в Колонном зале Дома Союзов С.Н. Кнушевицкий с оркестром Радиокомитета под управлением Орлова сыграл виолончельный концерт Глиэра; в 1950 был написан концерт для валторны (посвященный его исполнителю — В.В. Полеху) — одно из лучших сочинений для этого инструмента.
Были поставлены балеты: 27 июня 1949 в Большом театре — впервые в Москве — «Медный всадник» (по Пушкину) и 28 мая 1955 в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — «Дочь Кастилии» (по Лопе де Веге; вторая редакция балета — «Комедианты», поставленного в 1931 в Большом театре). 30 мая 1956 состоялось последнее публичное выступление Глиэра — на его авторском концерте в городском Доме учителя. Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950).
В 1890-х гг. жил в доме Сахновского за Тверской заставой, в 1900 х гг. — в Малом Чернышёвском переулке, 9 (ныне Елисеевский), а затем на Петровском бульваре, 5, куда и вернулся в 1920; в 1938—56 жил на 3 й Миусской улице, 4/6 (ныне улица Чаянова; мемориальная доска).
Похоронен на Новодевичьем кладбище; бюст-надгробие (скульптор М.К. Аникушин) установлен в 1961.